288 лет исполняется Челябинску 13 сентября. За это время сильно менялся и сам город, и его жители. На фотографиях мы можем увидеть минувшую жизнь – и давнюю, и ту, которая была ещё совсем недавно.
Челябинский историк и краевед Юрий Латышев, известный как защитник памятников архитектуры, собирает и публикуют фотографии, на которых запечатлены горожане – обычные и известные, а также гости города.
Люди были более спокойными
Эльдар Гизатуллин: - Как получилось, что вы стали выкладывать снимки не зданий, а людей?
Юрий Латышев: - Считаю, что документы, в том числе и фото, должны быть максимально доступными. Этого принципа я придерживаюсь во всё время своей работы – как краеведческой, так и связанной с охраной исторических памятников. Началось всё с разговора с Дмитрием Семёновым, когда он возглавлял Центр историко-культурного наследия Челябинска. Я обратился к нему за кое-какими фото, а оказалось, что у них огромный фонд негативов. Был такой фотограф Семён Переплётчиков, который много снимал с начала 50-х годов и вплоть до 90-х годов. Я начал сканировать фото, чтобы эти уникальные снимки увидели челябинцы, да и не только они, конечно.
Переплётчиков часто снимал в театрах, концертных залах, филармонии. Поэтому сохранились снимки приезжих звёзд той поры – Аллы Пугачёвой, Валерия Леонтьева, ещё совсем молодых. Остались фото Анатолия Кролла на заре своей карьеры в Челябинске. Когда я выложил эти снимки, он их увидел, связался со мной, признался, что эти фото даже не видел – был очень рад. Также обращались из окружения Эдиты Пьехи.
- Какие фото вам особенно запомнились?
- Это целая серия, созданная в парке Гагарина, где отображены обычные посетители. Одна из серий называется «Секретарь парка» - уж не знаю, почему. И помимо этого секретаря-девушки, можно увидеть каменоломни, скульптуры, которых в парке уже давно нет.
Или же любопытные снимки, сделанные в челябинской телестудии, куда приехали исполнители, сестры Фёдоровы – в 60-ые годы очень популярные, а сейчас их никто давно уже не помнит. Передача шла в прямом эфире.
Интересно рассматривать снимки со встреч известных деятелей искусств с челябинскими зрителями – приезжали Людмила Хитяева, Роберт Рождественский, Сергей Герасимов с приёмным сыном Артуром Макаровым.
- Челябинцы прошлых времён сильно отличаются от современных?
- Конечно, и речь не только о моде, но даже о поведении перед камерой. В наши дни мало кто обращает внимание на фотоаппарат, а тогда люди невольно перед фотоаппаратом напрягались – добиться раскованности было сложно. Помню фильм Свердловской киностудии «Какая у вас улыбка?» - как про фотографа, который пытался добиться, чтобы лица получались живыми.
70-ые годы я и сам хорошо помню. Фотографировал примерно с 1964 года, но делал, в основном, снимки семьи. Обычная жизнь и воспринималась как обычная – это сейчас её кадры – ценное свидетельство эпохи.
Люди тогда взрослели раньше. Семьи образовывали в возрасте от 20 до 30 лет. А если есть семья, то ответственность выше. С другой стороны, люди жили спокойнее – это видно и по снимкам. Сейчас же больше погоня за выживанием. Это тоже сказывается на людях.
Во времена СССР было больше времени для разных увлечений. Люди радовались даже пустякам. Ребёнок был счастлив, если получал игрушку Лего из ГДР, а нынешних детей разве чем-то удивишь?
- Получается, совсем другое поколение?
- В глубинке немного не так. Мы недавно ездили по области, и в Троицком районе вдруг видим – едет старая «Лада», а за рулём 12-летний мальчик! Отец рядом. Выяснилось, поехали за своими овцами, которые паслись в поле. Потом встретили типа мотороллера с прицепом, нагруженным сеном. Сидит кто-то в балахоне – оказалось, это мальчик. Сам поехал, накосил сена, везёт домой.
Каждый кадр на вес золота
- А сохранились ли работы других авторов прошлых лет?
- В 30-е годы работал такой фотограф, как Тишачкин – снимал и людей, и улицы. Также можно назвать Аркадия Ходова, который воевал в составе Уральского танкового добровольческого корпуса. После войны работал Щучкин, который часто снимал спорт. Запечатлел, например, эстафеты на приз газеты «Челябинский рабочий».
Был такой фотограф Гайдаш - он работал на ЧЭМК и в свободное время последовательно фотографировал улицы. На его снимках можно увидеть дома, которых уже нет. Можно назвать работы Клары Хлобыстовой.
Надо сказать, что фотографирование тогда оказывалось делом хлопотным – многие материалы были в дефиците: плёнка, бумага, реактивы. И это сейчас можно нащелкать сколько угодно кадров, а тогда в плёнке их было лишь 36, и каждый на вес золота.
- Где можно увидеть все эти кадры?
- В фондах Центра историко-культурного наследия Челябинска, Государственного исторического музея Южного Урала, на различных сайтах – в том числе и тех, которые веду я. Наконец, есть книги. Дмитрий Графов издал несколько книг про старый Челябинск. Используя фото, открытки – не только из музея, но и из частных фондов.
История одного обелиска
- Вы по-прежнему также занимаетесь охраной различных памятников истории?
- В 2021 году я принял участие в конкурсе на грант губернатора. Выиграл и на эти средства создал сайт, посвящённый объектам историко-культурного наследия Челябинской области.
Также периодически выезжаем в область с коллегами. Машины у меня нет, зато много друзей-автомобилистов, да и дочери водят. Только в прошлом году было девять поездок.
- Что интересного удалось обнаружить во время недавних поездок?
- Вы знаете, что в Челябинске не сохранилось ни одного дореволюционного памятника? А в области они есть. И у некоторых необычная судьба. В посёлке Дачный в Троицком районе сохранился памятник, возведённый золотопромышленником Подвинцевым. Он не только занимался золотом, а ещё и сундуки изготавливал. В 1891 году через наши края проезжал будущий император Николай Второй. Золотопромышленник на маршруте визита соорудил павильон со своей продукцией. Сохранился даже рисунок этого павильона. В честь этой встречи Подвинцев соорудил в Дачном обелиск – немалый, надо сказать, высотой в шесть метров. Уже в советское время этот памятник переделали под памятник героям Великой Отечественной войны. Вот этот обелиск мы нашли.