Сегодня у родителей есть выбор – отдать ребёнка в государственный или в частный детский сад. Кроме того, многие задаются вопросом: какой возраст оптимален для того, чтобы малыш мог целый день проводить в группе? Специалисты рассказали, в каком возрасте лучше отдавать ребёнка в детсад и на что обратить внимание при выборе частного учреждения.
Общение с родителями важнее
«Как врач-педиатр и профессор педиатрии, могу сказать, что лучше всего отдать примерно в три-четыре года – после того, как ребенок полностью привит и, в основном, закончен этап развития, когда у него происходит гормональное переключение, - говорит профессор кафедры педиатрии ЮУГМУ, доктор медицинских наук, академик международной академии психологических наук Олег Степанов. - Этот период оптимален, потому что ребенок проходит основной этап формирования иммунной системы, у него формируется значимый иммунный ответ. Раньше говорили - ребенок «израстает» и перестает часто болеть. Если отдавать ребенка в ясельную группу, то микробная агрессия, возникающая в том числе потому, что в группе не выполняются должные эпидемиологические требования, может на нем сказаться отрицательно. А как врач-психолог, могу сказать, что ребенку до четырех-пяти лет садик не особенно и нужен. Это мое личное мнение, которое я отразил в своей последней книге «Круги жизни», готовящейся к изданию. Материалы из нее уже докладывались на Всемирном психологическом преконгрессе в 2020 году и вызвали широкий положительный резонанс. У малыша есть потребность больше общаться с родителями, а у родителей – гармонизировать эти отношения – и только потом отрабатывать социальный аспект, налаживать контакты и связи со сверстниками и миром ближе к пяти годам».
«Садиковые» и «несадиковые» дети
Единого рецепта относительно возраста, в котором лучше начинать ходить в детский сад, вообще не существует, считает перинатальный психолог Маргарита Дик.
«В отечественной психологии обычно предлагают детский сад для девочек не ранее трёх лет, а для мальчиков - не ранее 3,5 лет. Связано это с тем, что примерно в этом возрасте у ребенка проходит кризис «я – сам», он стремится к самостоятельности, обычно хорошо развита речь, сформированы навыки самообслуживания и на первый план выходит сюжетно-ролевая игра. И это хорошо ложится на уклад жизни в садике, - говорит специалист. - Это общие данные. Бывают индивидуальные ситуации, когда ребенок быстро развивается, общительный и он может быть готов к садику и в более раннем возрасте. Хочет играть с ребятками, с удовольствием стремится каждое утро и т.п. Есть дети, кто психологически созревает позже, к 4-5 годам, или вообще имеют «несадиковский» характер. Такому ребенку в любом возрасте будет непросто. Кроме того, примерно 15-20% всех людей имеют ярко выраженный хронотип - то, что называется «жаворонок» или «сова». Мир выстроен под «жаворонков», и ребенку-«сове» будет неимоверно сложно и тяжело жить не в своём ритме. Он может даже начать часто болеть. Поэтому предлагаю родителям (если есть такая возможность, конечно) смотреть конкретно на своего ребенка, а не на календарный возраст или социальные обычаи вокруг».
Частный или государственный?
Нередко родители отдают ребенка в частный детский сад. В качестве плюсов называют более лёгкую адаптацию и удобное расположение – часто такие «группы присмотра» находятся прямо на первом этаже дома. Однако недавний случай, когда в частном детсаду умер ребёнок, заставил челябинских родителей насторожиться. Выяснилось, что частных детских садов, которые имеют лицензию, на территории Челябинской области всего 21. Все остальные подобные заведения - это группы по присмотру за детьми, имеющие юридический статус ООО или ИП. Министерство образования и науки Челябинской области никак такие учреждения не контролирует. Медработника там в большинстве случаев нет.
«Я учился еще в советское время, когда не ставился даже вопрос о том, что медработник в садике может отсутствовать. Это необходимо, - убежден Олег Степанов. - Медработник нужен - и в школе, и в садике. Наша кафедра в свое время занималась организованным контингентом детей: младшим дошкольным, преддошкольным возрастом и ранними школьными возрастами. Мы обследовали достаточно большие массивы детей и состояние их здоровья в рамках совместных проектов с управлением здравоохранения и управлением образования Челябинска. После анализа результатов обследований, одной из наших рекомендаций было обязательное включение медработника в состав учебного и образовательного заведения».
Чем чревато отсутствие медработника? Допустим, родители привели недолеченного ребенка в детский сад. В государственном детсаду малыша могут попросту не принять, а если ему стало плохо посреди дня, родителям позвонят и попросят забрать малыша. В группе по присмотру ребёнка примут и родителей не будут беспокоить до вечера: собственники боятся потерять клиента.