Примерное время чтения: 10 минут
819

Прививка от чтения. Кто виноват в том, что современные дети не читают?

Валерий Христофоров / АиФ

Давно ли вы видели в трамвае или на пляже подростка с книгой? Скорее всего, очень давно. Или даже никогда. Наши дети катастрофически мало читают. Самое страшное, что даже учителя и библиотекари перестали на это жаловаться, почти привыкли.

В челябинской гимназии №26 провели опрос среди старшеклассников и выяснили, что 80% детей не читают систематически. И даже у читающих регулярность чтения оставляет желать лучшего, поскольку это в лучшем случае лишь раз в неделю, а то и в две. Почти четверть опрошенных ребят честно заявили, что не любят и не хотят читать.

Чтение хлеще ковида

«Мы уточнили у детей, какие книги читают их родители, и услышали в ответ страшную вещь: они не видят своих пап и мам читающими, - поделилась информацией учитель русского языка и литературы высшей категории МАОУ «Гимназия №26 г. Челябинска» Светлана Гревцова. – То есть в большинстве семей сегодня не то что не принято читать вслух и обсуждать прочитанное, просто не принято читать!».

«Дети не читают только по одной причине: не читают их родители! – поддержала челябинский издатель, культуртрегер, автор и организатор социокультурных проектов («Читательские марафоны», «История в лицах», «Я живу на Урале», «Современная поэзия. Современный человек» и др.) Марина Волкова. - Если ваши дети не читают, то начинать надо с себя и больше ни с кого, никакие программы, деньги, призывы, реклама роли не сыграют. У человека читающего всегда формируется круг тех, кто читает вслед за ним. Чтение ведь как болезнь, оно может передаваться от человека к человеку. Оно похлеще коронавируса, потому что от него нельзя вылечиться. Но чтение – это удел избранных, элиты и так было всегда. Я имею в виду чтение в высшем понимании – понимание, воображение, конструирование прочитанного и конструирование себя на основе прочитанного. Это чтение как высшая форма человеческой деятельности и самая трудная по утверждению психологов».

Однако педагоги отмечают и другую тенденцию: далеко не всегда дети следуют примеру окружающих их читающих взрослых.

«Увы, не всегда чтение передается от одного к другому: некоторые дети словно рождаются с прививкой от чтения, - посетовала заведующий кафедрой языкового и литературного образования ГБУ ДПО ЧИППКРО, к.ф.н. Татьяна Соловьёва. – Конечно, приобщить детей к чтению может только семья, но даже родные не всегда в силах это сделать. Мы тоже проводили опросы среди учащихся о том, какой была последняя прочитанная книга. Чаще всего слышали названия детективов или книг про вампиров. Никто ни разу не назвал научно-популярную литературу, публицистику. Вот почему списки литературы на лето нужны: некоторые дети, не получив такой список, вообще ничего не читают. А родители, невооружённые таким списком, зачастую не знают, какую книгу заставить прочитать ребёнка».

Миссия учителей и библиотекарей

На протяжении последних двадцати лет программа литературного чтения в школах практически не менялась. Единственное, в 90-х годах учителя могли включать в изучение всё то, что учителю казалось важным, необходимым, достойным, а нынче все ориентируются исключительно на ФГОС. Возникает вопрос: если дети отказываются читать заданное по литературе в школе, может быть, стоит пересмотреть программу? Включить новых авторов, а каких-то исключить?

«Проблема не в этом. Школьникам интересно то, что интересно учителю! – выразила уверенность руководитель СП (структурного подразделения) учителей русского языка и литературы МАОУ «Гимназия №26 г. Челябинска», учитель русского языка и литературы высшей категории, к.ф.н., доцент кафедры литературы и методики обучения литературе филологического факультета ЮУрГГПУ Елена Михина. – Тут многое зависит от подачи, от того, было ли сделано на уроке какое-то открытие. А классическое произведение или современное – это неважно. Не скажу, что наши гимназисты читают взахлеб, но если в школе создаётся культ чтения и не читать считается немодным, то это делает своё дело. И даже на день рождения любому учащемуся мы дарим только книги».

Кроме родителей и учителей приобщить ребёнка к чтению могут библиотекари. И самым важным здесь будет первый приём ребёнка. Зашёл ли он по необходимости, в поиске нужной книги для какого-нибудь школьного проекта, привели ли его родители, заглянул ли он сам из любопытства – не столь важно. Важно, как его встретят, как будет с ним разговаривать библиотекарь.

«Бывали такие случаи, когда сотруднику библиотеки удавалось настолько расположить к себе ребёнка, что тот начинал ему доверять, рассказывать о своих друзьях, о проблемах с одноклассниками, с родителями, - поделилась замдиректора МКУК «Централизованная система детских библиотек» г. Челябинска Ольга Лаптева. – Затем он спрашивал совета, что ему почитать, чтобы успокоиться, помириться с родителями, найти себя в этом мире».

Своих не знаем

Как правило, именно от родительского опыта зависит, что читают дети. В таких крупных городах как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург родители пробуют покупать детям книги современных авторов. В других регионах обратная тенденция: больше востребованы книги, проверенные временем, старая добрая классическая литература.

«Малышам берут Агнию Барто, Корнея Чуковского, детям чуть постарше – Николая Носова, Льюиса Кэррола, Марка Твена, Жюля Верна, - перечислила руководитель отдела общественных связей и социальных проектов сети книжных магазинов «Читай-город» Елена Абрамова. - Это те книги, которые родители не боятся покупать, потому что знают содержание. Но не всегда сегодня родительские и детские интересы совпадают. Именно поэтому мы создали новый продукт - «Личную карту читай-агента», здесь задействован прием игры, популярная тема супер-героев, разработан яркий привлекательный дизайн. Приобретают родители, а радость выбора книг достается ребенку. Книги, выбранные самостоятельно, дети охотнее читают, без принуждения родителей».

Не спадает интерес юных покупателей к жанру детской фантастики, самыми продаваемыми за последние десять лет в книжной сети стали книги про Гарри Поттера и детские детективы Натальи Щербы из цикла «Часодеи». Также в топе продаж книги детского фантаста Евгения Гаглоева, светлая история о детстве «Манюня» Наринэ Абгарян, детская повесть Нила Геймана «Коралина», «Ходячий замок» Дианы Джонс, а также серия «Мейзи Хитчинс. Приключения девочки-детектива» Холли Вебб.

Стоит отметить, что книги местных писателей в книжных магазинах можно найти с большим трудом.

«Своих писателей и поэтов мы совсем не знаем, стыдно! - с сожалением заметила Татьяна Соловьёва. - Даже в областном краеведческом музее стоит один только шкафчик, посвящённый творчеству Людмилы Татьяничевой. Разговор о создании литературного музея в Челябинске обсуждается много лет, но до сих пор не решён».

К слову сказать, в Свердловской и Курганской областях такие музеи есть.

Топ продаж детских книг в Челябинской области по данным сети книжных магазинов «Читай-город» выглядит так:

«Ходячий замок» — фэнтезийный роман британской писательницы Дианы Уинн Джонс
«Агент на мягких лапах» - цикл повестей про кота-детектива Фрауке Шойнеманн
«Медвежонок Паддингтон и его друзья» Майкла Бонда
«Не моя жизнь. История про девочку, которая хотела быть собой» Кати Адушкиной
«Хроники Нарнии» — цикл Клайва Стэйплза Льюиса из семи фэнтезийных повестей о приключениях детей в волшебной стране под названием Нарния, где животные могут разговаривать
«Икабог» - первая детская книга Джоан Роулинг, не связанная с Гарри Поттером, предназначенная для детей в возрасте от семи до девяти лет

ВЗГЛЯД ИЗУТРИ

Нина Пикулева, детский поэт, член Союза писателей России, педагог высшей категории, заслуженный работник культуры РФ

Чтобы удержать помещение для встреч и заседаний, Союз писателей должен платить аренду, коммуналку. Деньги на это удаётся собирать только благодаря вступительным взносам. Поэтому чтобы стать членом Союза сегодня достаточно раздобыть мало-мальские рекомендации и оплатить взнос. И поэтому союз сегодня заполонили малопрофессиональные люди, настоящих поэтов и писателей среди них единицы.

Кто может явить хорошего писателя миру? В основном библиотеки. Но у них свои заморочки и перестройки. Они могут устроить «Ночь Гарри Поттера», но не готовы выступить проводником, чтобы представить читателям нового литературного героя, родившегося в Челябинской области. Во времена СССР на ул.Тимирязева в Челябинске располагалось «Южно-Уральское книжное издательство», которое издавало книги уральских писателей, а через сквер от него, на проспекте Ленина - магазин «Уральская книга». Всё было отлажено. Сегодня книжные магазины заполнены книгами из Москвы, переводными фэнтези и детективами. Местные писатели – бессеребренники. Тридцать лет назад их попросту бросили на произвол судьбы. Издать книгу невозможно, нужно самому искать спонсора. Нашёл – издали, привезли книги тебе домой или в гараж и ты становишься заложником этого тиража. Ходи и продавай. А как? По электричкам ходить или у фонтана стоять? Это очень унизительно и никто об этом не говорит. Сдать тираж в книжные сети тяжело: раньше наценка была 60%, а теперь 100%. Кто же потянет?! Многие наши писатели ушли из жизни, так и не дождавшись, что их издадут.

МНЕНИЕ

Елена Качева, заведующий региональным информационно-методическим центром ГБУ ДПО ЧИППКРО, к.п.н.

Библиотеки сегодня работают и со школьниками, и с педагогами, и с родителями. Школьная библиотека – это первая библиотека, в которую ребенок приходит сам и выбирает книгу самостоятельно. В обычные детские библиотеки дети в основном приходят с родителями. Получается, что муниципальные библиотеки развивают уже читающих детей, а школьные привлекают к чтению нечитающих детей и развивают читающих. Кроме того, они подсказывают родителям, как привлечь ребенка к чтению, как увлечь его этим процессом. В школьных библиотеках существуют клубы семейного чтения. Для привлечения к чтению используются не только традиционные технологии и издания, но и электронные библиотеки, и интернет-технологии. Первое время мы ругали интернет, мол, он не разивает, отвлекает от чтения. Но ведь интернет можно использовать как инструмент для привлечения к чтению!

Нельзя говорить, что современные дети совсем не читают, мы просто не знаем, что они читают, и не интересуемся, что им интересно! Мы все - педагоги, библиотекари, издатели, авторы – не должны останавливаться и опускать руки. Проблему нужно и можно решить. Нужно время и терпение.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Елена Зубрина, учитель русского языка и литературы, г.Челябинск

Само собой, привычка к чтению расширяет кругозор ребёнка, накладывает отпечаток на общий уровень его грамотности, на его речевую культуру, способность излагать свои мысли, шире кругозор. Увы, редкий школьник может сегодня дать развёрнутый ответ на какой-либо вопрос. Что ни спроси, ответят: «Классно!», «Клёво!» или «Жалко!», «Печалька!». Книгам они предпочитают гаджеты, а гаджеты притупляют умение и желание думать. Хорошо ведь, когда ничего не нужно держать в голове... Проверить правописание можно в планшете, найти ответ на вопрос – тоже, сочинение списать – тоже. Они гуглят даже самые банальные вещи. Многие родители малышей сегодня жалуются, что дети долго не начинают разговаривать. А ведь это тоже из-за гаджетов: они смотрят в экран, а опыта и практики в разговорной речи гораздо меньше».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах