«АиФ-Челябинск» совместно с Объединенным государственным архивом Челябинской области продолжает медийный проект «ЧелябинскЪ», посвященный 285-летию южноуральской столицы.
Мы знакомимся с выпусками газеты «Голос Приуралья» и рассказываем о повседневной жизни города в 1911 году.
Покупайте тешку!
Итак, читаем выпуск газеты за 29 апреля 2011 года. Надо отдать должное нашим предкам – уж в чем в чем, а во «вкусной и здоровой» пище они разбирались хорошо. Именно такие мысли приходят, когда начинаешь изучать рекламные объявления челябинских магазинов на первой полосе:
«Свежего получения рижские колбасы фабрики Фрица Штрауса. Вобла астраханская подледная копченая. У бр. Бокаревых», «Любительская белорыбица и тешка у Шакира Ахметова».
Признаться, споткнулась на слове «тешка» – что это за рыба такая? Оказалось, что тешка (или теша) – это вяленая и копченая брюшная часть белуги, осетра, белорыбицы, нельмы и другой крупной рыбы.
Магазин Ахметова предлагал не только продукты, но и промышленные товары. В этом апрельском номере размещена реклама головных уборов, полученных его магазином к летнему сезону: «Мужская, дамская и детская всевозможныя шляпы, соломенныя и пидалевыя панамы. Принимаются заказы и переделка».
Ну а магазин М.Ф. Валеева предлагает товары на свадебное торжество в следующем ассортименте: «Цветы, вуали, гирлянды и свадебные шкатулки. Золотые и серебряные вещи».
Из чистого рафинада
Из некоторых объявлений более чем столетней давности легко перебрасывается мостик в наше время. Например, на второй полосе размещена классическая реклама, как сказали бы сейчас, «отечественного производителя»:
«Милостивые государи! Нами открыт завод фруктовых и шипучих вин в Челябинске на Верх-Исетской улице. Все воды вырабатываются на кипяченой воде из чистого рафинада. Машины для изготовления вод новейшей конструкции, сиропы разливаются машиной, а не руками. Воды наши отличаются мягким и приятным вкусом. Просим почтеннейшую публику требовать везде только воды завода Грейз и К».
Сделаем скидку на прекрасный, но ушедший стиль и увидим явные переклички с современностью. Производитель в качестве конкурентного преимущества указывает на то, что он, во-первых, использует качественное натуральное сырье.
Во-вторых, на производстве применяют современные технологии. В-третьих, на заводе отсутствует антисанитария. Подобные информационные «маяки» – сырье, технологии, санитарные стандарты – используются и сейчас.
«Деньги не зря тратятся»
Надо сказать, что на страницах «Голоса Приуралья» широко представлена реклама не только продуктов, одежды, посуды, но и технических товаров – это велосипеды, моторы, мотоциклы. Так что, судя по этим объявлениям, Челябинск шел в ногу со временем и «впитывал» все технические достижения.
К примеру, магазин П.В. Иванова продает «велосипеды и мотоциклеты английской фирмы «Свифт». (Компания Swift Motor производила швейные машинки, велосипеды, мотоциклы и даже автомобили, компания существовала с 1900 по 1931 год).
Или такое объявление: «Лучшие двигатели всемирно известно английского завода Р. Горнсби – нефтяные и газогенераторные. Представитель – инженер А.В. Кастальский, Челябинск, улица Исетская, дом Павлова, телефон 136».
Еще одно объявление с эффектной картинкой – «Велосипеды, мотоциклеты «Бровнъ». Что за «Бровнъ» загадочный? А это русскоязычный вариант названия продукции английской фирмы «Brown Brothers Limited». Фирма занималась оптовыми поставками деталей велосипедов, мотоциклов и машин. В 1902 году фирма начала продавать мотоциклы под маркой Brown, и долгое время была мировым лидером по продажам велосипедов, мотоциклов и запчастей к ним.
Фразы «Автомобиль не роскошь, а средство передвижения» тогда не было, но представители фирмы, торгующей мотоциклами, находят свои веские аргументы: «Покупают все знатоки и любители, потому что им известно, что деньги за них (за велосипеды и мотоциклы) не зря тратятся».