Примерное время чтения: 8 минут

Пепел и «алмазы». Сергей Таскаев подсмотрел в космосе прорывные технологии

Это кратер в Аризоне, где Сергей Таскаев искал метеоритные алмазы, чтобы сравнить с кристаллами из нашего метеорита. АиФ

Международное издательство Springer подготовило к печати англоязычный вариант книги «Челябинский суперболид», подготовленной учеными ЧелГУ. По мнению одного из редакторов англоязычного издания, декана физического факультета ЧелГУ профессора Сергея Таскаева, книгу с нетерпением ждут за рубежом, и она заинтересует не только научную общественность.

Корреспондент chel.aif.ru Руслан СафинСергей Валерьевич, чем история о нашем метеорите заинтересовала европейское издательство?

Сергей Таскаев: Во-первых, само событие (падение такого болида, да еще в густонаселенном районе) экстраординарно. Правда, после него было отмечено еще несколько, сравнимых по масштабу явлений. Например, недавно в Эвенкии и над Беринговым проливом в прошлом году. Но настолько детального и разностороннего описания, как у нас, ни эти падения, ни те, которые были ранее, не получили. Здесь и многочисленные фотографии, видеозаписи и свидетельства очевидцев. И огромная коллекция метеоритов, в том числе самый большой фрагмент со дна озера Чебаркуль. И многочисленные исследования метеоритного вещества, а также изучение вопросов астероидно-кометной опасности. Все эти аспекты нашли отражение в книге, и этот материал вызывает очень большой интерес. Поэтому издательство проявило инициативу и взялось за выпуск нашей книги. Я надеюсь, что уже скоро она поступит в продажу. Это будет важный момент для Челябинского госуниверситета и, не побоюсь этого слова, для мировой науки.

Ждут астрофизики и космологи

- Вы чувствуете, что книга будет востребована за рубежом?

- Да, по крайней мере, со стороны тех зарубежных коллег, с которыми я общаюсь (а их достаточно много), спрос велик. Я показывал им русскоязычный оригинал, он им очень нравился, но им нужен был перевод, чтобы предметно познакомиться с содержанием. Так что книгу ждут, особенно в сообществе ученых, которые занимаются изучением внеземного вещества, астрофизиков, космологов и т.д. Но и обычным читателям она должна понравиться, потому что написана вполне доступным научно-популярным языком и не перегружена формулами.

- Содержательно книга будет чем-то отличаться от оригинала?

- Нет, это будет практически дословный перевод. Была идея переработать ее, потому что на данный момент уже есть достаточно большое количество нового материала. Например, найдены очень необычные структуры в метеоритной пыли. Когда болид проходил сквозь плотные слои атмосферы, возникли такие условия, которые невозможно воспроизвести в лаборатории, - огромные температуры и давление. В результате в газопылевом хвосте, оставленном болидом, появились частички, очень похожие на кристаллы. Мы начали их изучать, и оказалось, что они состоят из чистого углерода. Первая мысль: о, это алмазы! Но их структура оказалась не характерной для природных алмазов. Подобные алмазы есть, но они очень редкие и встречаются на месте падения, например, Аризонского метеорита. Мы даже специально туда съездили, чтобы сравнить, но оказалось, что это совершенно разные объекты. Изучением этих кристаллов мы занимались практически пять лет и выяснили, что это совершенно новая форма существования углерода, не встречавшаяся ранее. А наши коллеги из Южной Кореи провели расчеты и доказали возможность существования таких структур. Сейчас мы заняты публикацией результатов исследования в журнале группы «Nature». Как только появится научная статья, можно приступать к новому изданию книги.

По рецептам матушки-природы

- Пять лет изучали пыль! Почему так долго?

- Наука вообще не терпит суеты. А в случае с кристаллами газопылевого хвоста Челябинского метеорита в особенности. Но от того радостней осознавать, что те результаты, которые мы получили, имеют революционное значение. Это признают абсолютно все. Нам крупно повезло, что болид упал именно у нас.

- Почему, собственно, вас так заинтересовал метеорит? Ведь область ваших научных интересов не связана с космосом.

- Ну, опосредовано связана. Сфера научных интересов меня и моих учеников синтез материалов, и сейчас наша группа занимается созданием материалов, которые в природе синтезируются только в космосе и встречаются, в том числе, в Челябинском метеорите. Но в космосе торопиться некуда, и процесс синтеза может длиться миллиарды лет. А мы пытаемся уложиться в недели и месяцы. Для чего мы это делаем? Чтобы получить материалы, которые будут стоить копейки, но по своим свойствам превосходить сверхдорогие сплавы. Это так называемые природоподобные технологии, которым сейчас уделяется очень большое внимание. Конкретно мы совместно с зарубежными коллегами пытаемся получить железоникелевый сплав в так называемой фазе тетратенита. Мы берем обычный метастабильный сплав, где атомы расположены в узлах кристаллической решетки произвольным образом, и перемалываем его под давлением 6 гигапаскаль, разрушая кристаллическую решетку (такое давление достигается, например, если взять 4 танка Т-90 и поставить их на металлический стержень с диаметром 1 см). Затем нагреваем его до определенной температуры, и атомы сами собой начинают занимать выгодное им устойчивое положение. Получается новый класс материалов, чьи магнитные свойства лучше, чем у любого из существующих постоянных магнитов. А цена при этом на порядки ниже. Если все получится, то это будет настоящая революция, потому что постоянные магниты очень широко применяются в современной технике.

Охота за головами

- Когда вы успеваете всем этим заниматься?

- Стараюсь тщательно планировать свой день, чтобы с одной стороны решать свою главную задачу – учить студентов и аспирантов, а с другой – заниматься наукой. Иногда приходится использовать вечера и выходные дни. Но меня это совершенно не тяготит. Наука способна увлекать так, что ей готов отдавать все свое свободное время.

- У вас не возникало мысли, что у вас было бы гораздо больше времени на науку, не будь вы деканом? Зачем вам эта административная работа?

- Я очень люблю свой факультет, где вырос, где работают мои учителя. Когда мои коллеги посчитали, что для факультета будет полезно, если я его возглавлю, то мне пришлось принять это непростое решение. У нас есть серьезные достижения. Это, например, вовлечение студентов и магистрантов в научные исследования. Кроме того, демократический принцип решения любых, даже очень сложных вопросов. Я чувствую поддержку коллектива. Она выражается, в частности, в том, что это уже мой третий деканский срок подряд.

- Сейчас модно делиться секретами мотивации и продуктивности. У вас он есть? Как все успевать?

- Сейчас, когда мир вступает в шестой технологический уклад, за людьми, создающими знание, ведется настоящая охота. На Западе, где развита культура мобильности, человеку ничего не стоит сняться с места и переехать в другой город ради интересной работы. Поэтому там университеты создают для ценных специалистов индивидуальные, максимально комфортные условия. У нас в стране это тоже появляется. Федеральные и национальные исследовательские университеты активно переманивают ценные кадры, потому что понимают: они дадут вузу необходимые показатели и, соответственно, принесут деньги, за которые можно получить еще больше крутых специалистов. Это типичная бизнес-модель, приложенная на бюджетную образовательную организацию. Поэтому каждый университет должен стремиться создать для своих сотрудников наилучшие условия. Иначе все разбегутся, и у «разбитого корыта» останется одно руководство.

Основой творчества является свобода. А наука – это творчество, так как она направлена на создание нового знания. Неудивительно, что традиционно местом сосредоточения научного знания являются университеты. О свободном университетском духе написано немало. Именно он объединяет людей с порой очень нестандартным взглядом на вещи. Свобода немыслима без атмосферы душевного комфорта и доброжелательности. А они, в свою очередь, без справедливости. Для меня – это важнейшие условия успешного развития и науки, и университета.

Досье

Сергей ТАСКАЕВ родился 03 марта 1977 г. в г. Челябинске в семье преподавателей вузов.

Окончил 11 лицей г.Челябинска, затем физический факультет ЧелГУ. Был заместителем проректора по научной работе ЧелГУ. В 2003 году защитил кандидатскую диссертацию, в 2012 году – докторскую. Область научных интересов - физика конденсированного состояния, физика магнитных явлений, физика металлов и сплавов. Автор 96 научных статей, 3 патентов и 4 учебно-методических работ. Женат, воспитывает трёх сыновей.