В начале ноября Ленинский район Челябинска отметит 80-летний юбилей. К этой дате вышла в свет уникальная книга, которая открывает, какой удивительной была история, казалось бы, обычного промышленного района.
Книгу написал челябинский краевед Вячеслав Лютов вместе со своим соавтором Олегом Вепревым.
Кто придумал путепровод?
Эльдар Гиззатуллин, «АиФ–Челябинск»: Почему же вы заинтересовались именно Ленинским районом? Мне кажется, для челябинского краеведа логичнее изучать, например, Центральный район с его историческим наследием.
Вячеслав Лютов: Так получилось, что в 2014 году мы узнали: следующий год будет для Ленинского района юбилейным. И когда мы начали изучать историю района, то поняли, насколько он интересный и недооценённый. Ведь он совместил несколько эпох. Даже челябинская археология началась с раскопок у озера Смолино. Ещё до революции, в 1906 году, тут работала экспедиция под руководством Николая Минко. Про то, что само озеро долгое время было целебным, многие знают. Рассказывали, что лошадей загоняли в воду, обмазывали грязью - и сходили все раны и опрелости.
Много позже, в 1982 году, археологи снова проявили интерес к Смолино, когда на берегах нашли человеческие кости. Вызвали сначала милицию, но потом стало ясно, что криминал тут ни при чём. У озера в итоге обнаружили курганы бронзового века.
- Но по-настоящему район ведь родился в советское время?
- Верно. На пустых болотах тут возвели уникальные предприятия. Также очень много интересного осталось от времени эвакуации. Всякие случаи были. Например, на ЧТПЗ потеряли якорь от стана, нашли на какой-то другой станции - перепутали направления. Не всегда гладко притирались друг к другу эвакуированные и коренные челябинцы. Первый этап прибыл поздней осенью 1941 года, а она выдалась очень холодная. Одна семья рассказывала: сходили в баню, а утром головы от подушек поднять не могли, так как волосы примёрзли. Любопытно, что в ту пору появились в Челябинске и частные детские садики - иначе никак, ведь в декрет отпускали лишь на месяц.
Возвращение из эвакуации тоже было драматическим. Людей не отпускали до середины 1946 года. Одна женщина покинула Челябинск, заявив: «Я ещё молодая, не хочу свою жизнь здесь гробить!». А на неё завели уголовное дело за самовольный уход.
- Удивительно, что частные садики появились в то время. Наверное, были первыми во всей стране?
- В Ленинском районе многое появилось первым если не во всей стране, то в городе точно. Например, бассейн - первый в городе и второй в области после бассейна в Снежинске. В закрытом городе его построили, несмотря на запрет не распылять средства. Кроме того, первый детский сад с бассейном тоже появился в Ленинском районе - у завода «Электромашина».
Очень много для района сделал Виктор Осадчий, директор ЧТПЗ. Он был одним из инициаторов идеи путепровода - завод вложил деньги в проект ещё в 60-е годы. Но когда Осадчий умер, идея заглохла, и её реанимировали только в 90-е.
С радаром опередили Москву
- Учитывая, как много здесь появилось заводов, наверное, район подарил и немало технических открытий?
- Конечно же! Так, на ЧТПЗ делали уникальные по своим свойствам лонжероны для вертолётов. На одной из выставок их увидел наследник Сикорского и готов был купить целый цех, потому что такого в США не делали. Но ему гордо отказали.
Многие заводы, кстати, должны быть благодарны выходцам из разных регионов России. В 30-е годы одну бригаду плотников с Вятки не хотели пускать на демонстрацию. Мол, негоже в лаптях перед всеми вышагивать. А они упёрлись! И в итоге прошли в лаптях и подпоясанных рубашках впереди колонны завода «Станкомаш» - на площади Революции им все рукоплескали!
Как ни странно, свою лепту внесли не только заводы, но и, например, ГАИ! На улице Харлова при областном ГАИ был построен в 1972 году первый в Челябинске автодром - идею позаимствовали у французов. Раньше-то тренировались, где придётся, - на пустырях. Наши гаишники отличились и в другом - вместе со специалистами радиозавода «Полёт» запустили в 1981 году первый отечественный радар. Хотя в Москве целое НИИ билось над этой задачей! Кстати, на первом испытании радара остановили автомобиль, за рулём которого был спецкор газеты «Правда» Виталий Черепанов. Он же потом написал о радаре статью.
- Видимо, в своём исследовании вы даёте объяснение многим чисто ленинским названиям?
- Да, в районе, скажем, до сих пор есть так называемые косовские дворы. Своим названием они обязаны инженеру Юлиану Косовскому. Он примечателен не только тем, что спроектировал челябинский железнодорожный узел. Его также можно назвать родоначальником челябинских байкеров, так как он в 1912 году организовал первый клуб мотоциклистов. Организовал даже мотопробег - большая диковинка по тем временам.
- Байкеры сейчас вряд ли кого напугают, а вот в конце 80-х все боялись «ленинских» - парней из района, которые выезжали в город для кулачных развлечений.
- Да, было и такое. Рассказывают, что ленинские группировки даже ездили в Люберцы - для обмена опытом, наверное. Чаще всего, «ленинские» дрались с группировками не из центра, а из Советского и Тракторозаводского районов - ближайшими соседями. Одна из самых боевых групп была из посёлка ТЭЦ. Но чаще «ленинские» дрались межу собой. Такое время тогда было. Потом группировки исчезли - многие из их членов сейчас вполне уважаемые люди.
- За каждым из названий, очевидно, тоже интересные судьбы? Как это случилось с Косовским.
- Всему городу в своё время был известен дубовский магазин, где можно было достать дефицитные товары. А всё дело в том, что руководил магазином Ефим Дубов, человек жёстких партийных убеждений. Он считал, что нельзя ничего прятать под прилавком, поэтому сюда приезжали со всей Челябинской области. Примечательная была личность! Говорят, что незадолго до его смерти произошёл такой случай. Прибежали к нему испуганные продавщицы, говорят, что за одной из их коллег гоняется муж с топором. Жила та продавщица в том же доме, на первом этаже которого располагался магазин. Дубов поднялся в квартиру, скрутил мужа, отобрал у него топор, а потом, как ни в чём не бывало, вернулся на рабочее место. Некоторые убеждены, что стресс, связанный с этим случаем, и стал причиной скорой смерти Дубова.
Удивительных судеб много. Знали ли вы, что первым начальником строительства ТЭЦ-1 в Челябинске была Фрума Ростова, жена Николая Щорса? Казалось бы, где Щорс и где Челябинск? Но судьба вот так распорядилась.
Не ком с горы
- Истории, конечно, удивительные. Но нет ли опасности, что многие из них так и исчезнут, если краеведы не поторопятся их зафиксировать?
- У нас в Челябинской области колоссальная краеведческая база - очень мощная. Но беда в том, что многие книги локальны. Лежит в библиотеке какого-нибудь завода книга воспоминаний, например директора, с интересными подробностями, но никто о ней не знает. Даже по истории отдельных цехов выходили книги. Мы старались объединить все эти сведения. Конечно же, надо переносить всё в Интернет, чтобы сохранить, сделать общедоступным, но это огромная работа.
О любом районе и населённом пункте области можно писать и писать! Возможно, после того как областное правительство объявило о том, что на Южном Урале будет создан туристический кластер, интерес к краеведческим изысканиям вырастет. Есть проект под эгидой полпреда президента в УрФО Игоря Холманских - «100 книг по Уралу». Кстати, участие в проекте принимают Ассоциация клубов ЮНЕСКО и Международный комитет по сохранению индустриального наследия. Ленинский район в этом отношении просто богатейший!
- А как конкретно могут помочь краеведческие изыскания кластеру? Привлечь туристов?
- Не только. Это и для бизнеса может дать эффект, если мы начнём популяризировать свою историю. И наши партнёры, потенциальные инвесторы будут знать, что приехал к ним не ком с горы, а гость из края с интересной славной историей.
Задумок ещё много. Сам я пока объезжаю север области - собираю историю, факты. Надо так подавать историю Южного Урала, чтобы она затягивала, как болото.