Священник храма святого Александра Невского в Челябинске Иоанн Карабидович вернулся из уникального мотопробега по российским регионам. Верхом на мотоцикле батюшка искал заброшенные храмы, чтобы привлечь внимание как простых прихожан, так и церковных иерархов к проблеме возрождения храмов в российской глубинке.
Мотоциклист с крестом на шее
История обычного священнослужителя «взорвала» региональную общественность около трёх лет назад, когда в соцсетях появились его фото верхом на мотоцикле и в типичном облачении байкера – кожаная куртка, джинсы, мотоперчатки, тёмные очки… А возле его прихода в честь иконы «Всецарица» на территории областного онкодиспансера частенько можно было видеть припаркованные «харлеи» и «хонды» единомышленников.
А когда он стал вести онлайн-проповеди со своего смартфона прямо во время пути в храм, с легкой руки СМИ к Иоанну Карабидовичу прикрепились ярлыки «разрушитель стереотипов» и «батюшка-байкер».
Однако сам священник западного определения не любит, как и сторонится ассоциаций с киношными образами толстых бородатых парней, пьющих пиво или что покрепче, и постоянно влезающих в придорожные разборки, да к тому же заигрывающих со всякой чертовщиной вроде пентаграмм или козлиных рогов.
«Мотоциклы я люблю со школы. Еще задолго до принятия решения посвятить себя церкви. Поэтому сам себя считаю «мотоциклистом». У тех, кого называют «байкеры» - дурная репутация, пришедшая к нам из американских фильмов. А у нас – другой путь развития. Это взаимопомощь, это добро к ближнему, - рассказал отец Иоанн корреспонденту «АиФ-Челябинск». – А откуда такая любовь к мотоциклам? Просто это совершенно другие чувства, чем когда ты под крышей автомобиля. Это свобода, которую ты ощущаешь, это свист ветра, это Бог! Да и чисто практически по городу получается передвигаться гораздо быстрее, мобильнее».
По словам батюшки, еще пару лет назад многие такого хобби не понимали – причём как свои же братья-священнослужители, так и представители паствы, привыкшие к более традиционному образу батюшки. Сейчас понимания стало больше. К тому же отец Иоанн своими делами доказал, что мотоцикл можно обратить на службу «силам Света».
Последний мотопробег – из их числа.
Путями Господними
В мотопробег «Путями Твоими» отец Иоанн отправился в ночь на 16 июля по маршруту Воронеж-Севастополь-Симферополь-Белгород-Старый Оскол-Задонск-Москва-Владимир-Киров-Воткинск-Екатеринбург. В Челябинск батюшка вернулся 30 июля.
Ехал один, из постоянных сопровождающих – только автомобиль с телевизионщиками, всю дорогу снимавшими фильм о приключениях священника-мотоциклиста.
Поводом для дальних странствий стало желание помочь представителям духовенства, живущим в российской глубинке, вдали от величественных нарядных соборов и ведущим службы зачастую в полуразрушенных церквушках без окон и куполов.
«Основная задача – открыть глаза людям на множество храмов, которые построили давным-давно и были разрушены в советское время и пребывают в таком состоянии до сих пор. Это как раны на теле России – без куполов, без крестов. Получается, люди забыли? Получается, им ничего не нужно? При этом храм всё равно несёт свое служение. В Писании сказано: «Всякое дыхание да хвалит Господа». Только если люди не хотят в него приходить, туда приходит скот, который пасётся в окрестностях: спасается от жары, от дождя. Со всеми вытекающими из этого последствиями в виде куч экскрементов. Получается, животные идут в храм, а люди нет».
Верю, что народ всколыхнётся
Ежедневно отец Иоанн вел небольшие «путевые заметки» на своей странице в соцсетях, вместе с которыми выкладывал фото разрушенных храмов, встреч с другими священнослужителями и прессой. Больше всего отца Иоанна поразили храмы, которые можно считать уникальными, и в первую очередь восстанавливать необходимо именно их.
«Говоришь местным жителям: не можете восстановить его, хотя бы законсервируйте. Заложите досками окна, заделайте вход. Пройдёт время, вам на смену придут другие, которые найдут силы и средства на восстановление. Но хотя бы сохраните то, что есть. Верю, что народ всколыхнётся. Если не с духовной точки зрения, то хотя бы с историко-культурной. Представляете, в деревне Холмы в Московской области есть храм XVI века. Его не могут реконструировать с 2002 года. А он ровесник Иоанна Грозного!» - сокрушается отец Иоанн.
А вот необходимости строительства «новоделов», на которые сейчас отмечен «бум», батюшка не увидел – в них нет той гармонии, как в старинных. Даже акустика не та. Да и строят их больше ради туристических достопримечательностей.
Не впечатлил батюшку и Крымский мост. Священник отметил, что сам по себе объект очень нужен. Но говорить о его эстетической привлекательности можно будет только после окончания всех работ.
«Там до сих пор работа идёт. Это стройка. А вот когда с него уберут все эти краны, балки, рабочих – тогда будет красиво! А пока впечатлили только подъездные пути – там даже уровень трассы правильно сделан. Чувствуешь дорогу даже на поворотах, когда идёшь на большой скорости», - похвалил отец Иоанн.
Как в любой дороге, не обходилось без сопутствующих инцидентов: бывало, и обгоняли не по правилам, и подрезали, и другими способами вызывали на конфликт. Однако мотоциклист с крестом на шее неизменно оставался носителем Десяти заповедей, напоминая, что любой гнев нужно гасить в себе, а не давать вырваться на волю, спровоцировав большой пожар.
Экология из-под мотоциклетного шлема
Однако, кроме знакомства с разрушенными церквями, мотопробег – это еще и поездка по дорогам нескольких регионов. А экологические проблемы при езде на мотоцикле воспринимаются по-другому, нежели из-за стекла автомобиля. Вот мы и спросили: Челябинскую область давно и справедливо ругают за загрязнение воздуха. Действительно ли, что там, где нас нет, и дышится легче?
На что получили ответ: да. «Но, поверьте, есть места, где от окружающего воздуха потом остается привкус железа во рту. Так что у нас ещё не всё так плохо. Хотя это и не должно служить утешением. А жить надо там, где родился. Где родился – там и пригодился», - говорит отец Иоанн.