Аудиореклама появилась в Челябинске довольно давно. Но первоначально она носила некий спонтанный характер: звучала разве что на Кировке и в парке им. Гагарина, да и то с большими перерывами, в которые из динамиков лилась негромкая музыка.
Однако в начале лета уличное радио нанесло мощный звуковой удар по городскому акустическому пространству: музыка добавила децибел и заиграла на полную громкость, а мест для прогулок, наполненных звуковым фоном, стало больше. Помимо парков Гагарина и Пушкина, а также Сада Победы, пешеходной Кировки, в зону охвата попал проспект Ленина, территория возле концертного зала «Родина», крупные остановки общественного транспорта, зоопарк и ряд других мест с наибольшим скоплением людей.
Оказалось, что в июне прошла полная модернизация вещания, включаяющая установку новых широкополосных аудиосистем, благодаря чему охват пространства стал всеобъемлющим. Предполагалось, что так будет лучше – общий уровень громкости снизится, а звучание станет качественнее.
Пытка звуком
Однако в компании, похоже, не учли, что уличная музыка оказалась челябинцам не нужна - навстречу рванувшемуся из динамиков потоку звуков хлынула волна протестующих против неё голосов. Движение против возглавил лидер интернет-сообщества «Челябинский урбанист» Лев Владов, который сравнил звуковое воздействие из уличных динамиков с пыткой.
«Террористы и разведслужбы иногда применяют пытку звуком. Это эффективно, потому что человек не может отключить слух. Если телерекламу мы можем выключить, от визуальной отвернуться, то с аудиорекламой мы ничего сделать не можем. Есть понятие «экологии пространства». Так вот, музыка из уличных динамиков – это загрязнение такой экологии», - сообщил Владов и дал мощный импульс единомышленникам, которые стали выкладывать в соцсетях ролики на эту тему.
Покричать по душам
Главные доводы противников аудиорекламы - это её громкость и навязчивость. Причём предложения взять выгодный кредит или купить квартиру в новом микрорайоне звучат как раз там, где хочется побыть в тишине или о чём-то негромко поговорить. Бодрые призывы раскошелиться за тот или иной товар стали неизменными спутниками лекций в ЮУрГУ, когда в аудиториях открыты форточки. Реклама «достала» настолько, что против неё выступили даже обычно неконфликтные представители интеллигенции.
«Я, мои студенты и мои сотрудники каждый день работаем окнами на этот ужас, ходим и живем рядом с этой звуковой вакханалией. Это психологическая атака. Когда к нам из других университетов в высшую школу приезжают гости - их первый вопрос: как здесь вообще можно работать, в этом ужасном гомоне? Мы потеряли наше общественное пространство вокруг университета: там стало невозможно общаться. Вчера вечером мне пришлось с семьей уйти с прогулки по проспекту Ленина, потому что в 8 часов вечера я не смог слышать, что говорит мне мой 5-и летний сын: все было забито рекламой», – пожаловался директор Высшей школы электроники и компьютерных наук ЮУрГУ, доцент Глеб Радченко.
Доходный анахронизм
Изначально динамики на городских улицах ставились как элемент экстренного оповещения населения в чрезвычайных ситуациях еще в 30-е годы ХХ века. Телевизоров тогда не было, радиоточки были не везде, а о таких благах, как Интернет или смс-рассылка, никто и думать не мог.
Сейчас, случись что, народ узнает о катаклизме и без громкоговорителей. А уличный анахронизм стал источником дохода для его эксплуатантов и головной боли для горожан.
Тишина, как естественная потребность
А что говорит насчёт звукового воздействия официальная наука? Может, все разговоры о «загрязнении экологии пространства» от того, что у кого-то нервишки пошаливают? Увы, нет.
«Жителям современного мегаполиса крайне важно иметь так называемые рекреационные зоны, то есть места для отдыха, где можно спокойно подумать, подышать воздухом. И тишина в этом имеет очень важное значение, так как нас окружает постоянный звуковой фон: автомобили, голоса других людей, телевидение, радио. Следует учитывать, что при повышении громкости, мозг начинает воспринимать звук, как источник боли. Кроме того, в современном мире высок процент людей и без того взвинченных, испытывающих постоянный стресс. Для них даже негромкая музыка воспринимается как дополнительный раздражающий фактор», – отметил доктор медицинских наук, главный клинический психолог и психотерапевт Челябинской области Алексей Атаманов.
С учётом этого доктор призвал решать вопрос с аудиорекламой на уровне властей. Она однозначно должна быть негромкой, считает Алексей Атаманов, вот только кто возьмётся замерять уровень звука? Да и эффект на аудиторию с этим, очевидно, упадёт.
Поэтому участники «Челябинского урбаниста» намерены добиваться полного запрета аудиорекламы. Соответствующая петиция уже есть.
«Папа, нас убьют?». Челябинцы возмущены адресной рекламой похоронных услуг
Урбанист против уродства. Как пешеходы могут спасти экономику Челябинска
Легко ли быть молодым? С чем сегодня борется молодое поколение