Примерное время чтения: 5 минут
502

Пытка звуком или насущная необходимость? Кому нужна уличная аудиореклама

Звуки уличной аудиорекламы достают даже в стенах кабинета.
Звуки уличной аудиорекламы достают даже в стенах кабинета. / Сергей Подолий / АиФ

Аудиореклама появилась в Челябинске довольно давно. Но первоначально она носила некий спонтанный характер: звучала разве что на Кировке и в парке  им. Гагарина, да и то  с большими перерывами, в которые из динамиков лилась негромкая музыка.

Однако в начале лета уличное радио нанесло мощный звуковой удар по городскому акустическому пространству: музыка добавила децибел и заиграла на полную громкость, а мест для прогулок, наполненных звуковым фоном, стало больше. Помимо парков Гагарина и Пушкина, а также Сада Победы, пешеходной Кировки, в зону охвата попал проспект Ленина, территория возле концертного зала «Родина», крупные остановки общественного транспорта, зоопарк и ряд других мест с наибольшим скоплением людей.

Оказалось, что в июне прошла полная модернизация вещания, включаяющая установку новых широкополосных аудиосистем, благодаря чему охват пространства стал всеобъемлющим. Предполагалось, что так будет лучше – общий уровень громкости снизится, а звучание станет качественнее.

Пытка звуком

Однако в компании, похоже, не учли, что уличная музыка оказалась челябинцам не нужна - навстречу рванувшемуся из динамиков потоку звуков хлынула волна протестующих против неё голосов. Движение против возглавил лидер интернет-сообщества «Челябинский урбанист» Лев Владов, который сравнил звуковое воздействие из уличных динамиков с пыткой.

«Террористы и разведслужбы иногда применяют пытку звуком. Это эффективно, потому что человек не может отключить слух. Если телерекламу мы можем выключить, от визуальной отвернуться, то с аудиорекламой мы ничего сделать не можем. Есть понятие «экологии пространства». Так вот, музыка из уличных динамиков – это загрязнение такой экологии», - сообщил Владов и дал мощный импульс единомышленникам, которые стали выкладывать в соцсетях ролики на эту тему.

Покричать по душам

Главные доводы противников аудиорекламы -  это её громкость и навязчивость. Причём предложения взять выгодный кредит или  купить квартиру в новом микрорайоне звучат как раз там, где хочется побыть в тишине или о чём-то негромко поговорить. Бодрые призывы раскошелиться за тот или иной товар стали неизменными спутниками лекций в ЮУрГУ, когда в аудиториях открыты форточки. Реклама «достала» настолько, что против неё выступили даже обычно неконфликтные представители интеллигенции.

«Я, мои студенты и мои сотрудники каждый день работаем окнами на этот ужас, ходим и живем рядом с этой звуковой вакханалией. Это психологическая атака. Когда к нам из других университетов в высшую школу приезжают гости - их первый вопрос: как здесь вообще можно работать, в этом ужасном гомоне? Мы потеряли наше общественное пространство вокруг университета: там стало невозможно общаться. Вчера вечером мне пришлось с семьей уйти с прогулки по проспекту Ленина, потому что в 8 часов вечера я не смог слышать, что говорит мне мой 5-и летний сын: все было забито рекламой», – пожаловался директор Высшей школы электроники и компьютерных наук ЮУрГУ, доцент Глеб Радченко.

Доходный анахронизм

Изначально динамики на городских улицах ставились как элемент экстренного оповещения населения в чрезвычайных ситуациях еще в 30-е годы ХХ века. Телевизоров тогда не было, радиоточки были не везде, а о таких благах, как Интернет или смс-рассылка, никто и думать не мог.

Сейчас, случись что, народ узнает о катаклизме и без громкоговорителей. А уличный анахронизм стал источником дохода для его эксплуатантов и головной боли для горожан.

Тишина, как естественная потребность

А что говорит насчёт звукового воздействия официальная наука? Может, все разговоры о «загрязнении экологии пространства» от того, что у кого-то нервишки пошаливают? Увы, нет.

«Жителям современного мегаполиса крайне важно иметь так называемые рекреационные зоны, то есть места для отдыха, где можно спокойно подумать, подышать воздухом. И тишина в этом имеет очень важное значение, так как нас окружает постоянный звуковой фон: автомобили, голоса других людей, телевидение, радио. Следует учитывать, что при повышении громкости, мозг начинает воспринимать звук, как источник боли.  Кроме того, в современном мире высок процент людей и без того взвинченных, испытывающих постоянный стресс. Для них даже негромкая музыка воспринимается как дополнительный раздражающий фактор», – отметил доктор медицинских наук,  главный клинический психолог и психотерапевт Челябинской области Алексей Атаманов.

С учётом этого доктор призвал решать вопрос с аудиорекламой на уровне властей. Она однозначно должна быть негромкой, считает Алексей Атаманов, вот только кто возьмётся замерять уровень звука? Да и эффект на аудиторию с этим, очевидно, упадёт.

Поэтому участники «Челябинского урбаниста» намерены добиваться полного запрета аудиорекламы. Соответствующая петиция уже есть.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах