248

Старт в 2022. Как создавали транспортную стратегию челябинской агломерации

Разработчики предложили сделать основой транспортной системы автобусы и трамваи.
Разработчики предложили сделать основой транспортной системы автобусы и трамваи. © / АиФ

В течение 2020 года специалисты Южно-Уральского госуниверситета разрабатывали новую транспортную систему для челябинской агломерации. Заказчиком научно-исследовательской работы выступило региональное министерство дорожного хозяйства и транспорта. 10 декабря разработчики рассказали об итогах своего исследования.

Учесть всё

Прежде всего нужно отметить, что работа включает несколько важных документов. Помимо собственно маршрутной сети разработана схема развития транспортной инфраструктуры и социальный стандарт обслуживания населения. По сути, разработчики предложили не просто схему маршрутов, а стратегию, по которой транспортная система нескольких муниципалитетов будет развиваться до 2030 года.

Для столь масштабного исследования были использованы как проверенные технологии вроде личного опроса пассажиров, так и авторские методики. Например, специалисты применили интеллектуальный подсчёт транспортных потоков при помощи нейросети на основе свыше 1000 часов видеозаписи. Ещё одним инструментом оценки перемещений людей стали обезличенные big data, предоставленные оператором МТС.

«Анализ обезличенных данных абонентов МТС помог определить нагрузку на региональную инфраструктуру, а также спрогнозировать её дальнейшее развитие с учётом потребностей населения. Большие данные были использованы для оценки миграции жителей региона, динамики и скорости перемещений по маршруту «дом-работа», а также изменения плотности населения в Челябинске и его пригородах», - отмечают в компании.

Все предложения по изменению маршрутов и инфраструктуры разработчики проверяли при помощи математической транспортной модели челябинской агломерации, разработанной при помощи передового программного обеспечения PTV. Важно, что эта модель может быть использована и в дальнейшем для корректировки транспортной стратегии и проверки различных теорий.

«Модель включает более 2000 остановок, произведены замеры интенсивности потоков на 87 точках, модель содержит 525 транспортных районов», - рассказал представитель автотранспортного факультета ЮУрГУ Кирилл Мячков.

Добавим, что к работе также были привлечены эксперты Высшей школы экономики и Иркутского национального исследовательского технического университета.

Трамвай в приоритете

Моделируя различные варианты транспортной схемы, специалисты выбрали тот, который показал наибольшую эффективность – то есть время ожидания на остановках и время в пути сокращалось.

«Мы перебирали различные сочетания магистральных и подвозящих маршрутов, различные вариации классов и интервалов движения подвижного состава, варианты развития метрополитена. Также мы пришли к выводу о необходимости повсеместного внедрения безналичной оплаты проезда и единой тарифной политики», - отметил Кирилл Мячков.

Итоговая стратегия, которая была выбрана специалистами, делает ставку на приоритет автобусного движения и скоростного трамвая. Особенностями этого сценария является развитие трамвайной инфраструктуры за счёт обособления линий и применения адаптивного светофорного регулирования. Также предусмотрено продление трамвайной сети более чем на 16 км.

Когда проект маршрутной сети был выложен для ознакомления, многие обратили внимание на значительное сокращение числа троллейбусных маршрутов. Разработчики заверили, что считают важным сохранение троллейбусного движения, но предлагают ориентировать троллейбусы только на самые пассажироёмкие маршруты с сокращением интервалов – тогда троллейбусы будут ходить чаще и с большей загрузкой.

Развитие автобусного движения предусматривает увеличение числа машин большого класса и с низким уровнем пола – именно такие машины сейчас стараются покупать для города. Также предполагается расширение сети выделенных полос. Все эти мероприятия, по мнению разработчиков, позволят повысить среднюю скорость общественного транспорта на 12%.

Вернулись в новой стратегии и к вопросу строительства метро. Разработчики предложили три варианта. Первый предусматривает запуск восьми станций, в том числе и на Северо-западе города. Второй вариант – открытие пускового участка из четырёх станций. Третий вариант – достройка тоннелей и запуск по ним скоростного трамвая.

Где взять деньги?

Что касается вопроса финансирования транспортной реформы, то своими силами регион, конечно, не справится. По словам специалистов, наличие обоснованной исследовательской работы позволит рассчитывать на федеральное финансирование через различные государственные программы.

«Существует национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги. В этом году в кулуарах министерства транспорта РФ возникло чёткое понимание, что это не только про дороги, но и про то, как сделать транспортные системы городов удобными для пользователей, эффективными и современными. Комплекс документов, который был разработан - это не просто стратегия, а в том числе и экономическое обоснование для федеральных чиновников, которые будут заниматься распределением финансирования», - отметил директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов Высшей школы экономики Константин Трофименко.

Предложенная транспортная стратегия сейчас проходит доработку – разработчики получили около 200 замечаний и предложений от горожан.

«Сейчас мы ведём приёмку работы. Ещё буквально две недели – и мы завершим корректировки, чтобы эту транспортную схему оценить. Для этого мы будем на неё накладывать все возможные источники финансирования, которые мы можем получить. Нужно определить, что предстоит предпринять в первый год, во второй и так далее. Это не разовая такая вспышка. Мы можем грубо назвать сумму, которая потребуется на инфраструктуру и подвижной состав – это в общей сложности 21,5 млрд рублей на весь период до 2030 года. Это без учёта ежегодной оплаты транспортной работы. Сейчас говорить о том, есть ли в бюджете нужные на реформу деньги, очень сложно. Однако теперь благодаря этой работе у нас есть оценка и обоснование затрат, и мы можем искать финансирование», - пояснил министр дорожного хозяйства и транспорта Алексей Нечаев.

Напомним, что переход к новой схеме произойдёт не ранее 2022 года. Сначала будут объединены транспортные системы Челябинска, Копейска и Сосновского района, затем к ним подключатся ещё четыре муниципалитета.

Оставить комментарий (0)

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах