На днях разработчики представили схему новой транспортной сети для челябинской агломерации. Рассказываем, каких изменений ждать пассажирам.
Больше пересадок
Для чего же потребовалась новая схема? Предполагается, что обновление поможет справиться с нынешними проблемами, такими как низкое качество услуг частных перевозчиков, работающих по нерегулируемым тарифам. Кроме того, единая маршрутная сеть для всей агломерации, куда входят Копейск и ближайшие к Челябинску районы, позволит ввести общую систему билетов и проездных.
Прежде всего следует сказать, что представленная схема – не окончательный вариант. Предстоит ещё немало обсуждений, так что некоторые детали могут измениться. Поэтому обозначим общие принципы, предложенные разработчиками.
Авторы схемы исходят из того, что в условиях агломерации невозможно обеспечить беспересадочное движение по всем направлениям. Поэтому пассажирам предлагают совершать пересадки на крупных транспортных узлах – такими, например, являются остановки «Железнодорожный вокзал», «Теплотехнический институт», «ул. Черкасская» и т. д. Такая концепция предполагает, что все маршруты будут разделены на две категории – магистральные и подвозящие. Магистральные маршруты – это транспорт большого класса с интервалами движения в часы пик менее 10 минут. Подвозящие маршруты призваны обеспечить доставку пассажиров до основных пересадочных остановок, где пассажир сможет переесть на магистральные маршруты, а также до социальных объектов (школы, больницы). Работать на них будут в основном автобусы малого и среднего класса.
Чтобы пересадки не слишком били по карману, предполагается расширение системы проездных билетов. Например, абонемент на 10 поездок может стоить 270 рублей, на 30 дней – 1160 рублей (без лимита поездок на все виды транспорта). 90 дней – 3050 рублей, а на год – 10590 рублей. При оплате проезда транспортной картой пересадку в течение часа предлагают сделать бесплатной. А чтобы подтолкнуть пассажиров к использованию электронных средств оплаты, цену проезда за наличные предлагают поднять до 30 рублей.
Новая схема предполагает полный отказ от маршруток в привычном понимании этого слова и переход на так называемые брутто-контракты. Это означает, что перевозчик получает от властей деньги за выполненную транспортную работу, а всю собранную выручку будет сдавать в бюджет области. Это позволит строго контролировать перевозчиков. Для пассажиров это означает фиксированные цены на билеты, наличие льгот и возможность пользоваться едиными проездными.
Что отменят
Разработчики схемы стремились избежать дублирования, поэтому часть маршрутов предложили исключить. Значительному сокращению подвергается маршрутная сеть троллейбуса: предлагают полностью отменить маршруты № 5, 8, 11, 15, 16 и 26, а у маршрутов № 7, 10 и 14 должна значительно измениться трасса движения.
Значительные изменения ощутят жители Металлургического района. Сейчас от них в центр идут автобус, троллейбус, два трамвая и несколько маршруток. Вместо всего этого предлагают оставить один автобус и один трамвай, а прямого транспорта ЧМЗ – АМЗ не будет - только пересадка.
Непросто придётся и жителям Сосновского района. Например, в новой схеме уехать в райцентр можно будет только с поворота ЧМК. А чтобы добраться, скажем, от Полетаево до Долгодеревенского, придется сделать 4 пересадки (сейчас 3).
Вместе с тем в схеме предпринята попытка обеспечить транспортом отдалённые точки. В Челябинске это посёлок Мельзавода и Дмитрия Донского, 42-й, 41-й, 40-й микрорайоны, Вавиловец,
Постепенный переход
Новую маршрутную сеть планируют ввести в 2022 году, при этом 2021 уйдёт на заключение контрактов и прочие организационные вопросы. Но и сам переход не будет единовременным, предлагают несколько этапов.
На первом этапе с 1 января 2022 планируется, что свою работу начнут магистральные маршруты внутри Челябинска по новым тарифам. И только после этого начнут отмену тех маршрутов, которые дублируют магистральные. Например, вначале будет усилен 31 автобус, и только потом отменено маршрутное такси №24.
В течение 2022 года постепенно будут начинать свою работу подвозящие маршруты и прекратят работу маршрутные такси.
В течение 2023 года будет начата работа по новой системе пригородных маршрутов в Копейск (и в самом Копейске) и Сосновский район. После 2023 к новой системе планируют подключить Еманжелинский, Еткульский и Коркинский районы.
Цифры:
- Количество маршрутов - 152
- Количество транспортных средств - 1208
- Стоимость пробега в год - 9,5 млрд руб.
- Ожидаемые доходы от продажи билетов в год (сумма, которая вернётся в бюджет) - 5,9 млрд руб.