
Ну как вам объяснить, чем занимается Наталья Петровна Павлова, начальник группы электрошлакового и вакуумно-дугового переплава центральной заводской лаборатории Златоустовского металлургического завода? Изобретает способы «рафинирования флюса для электрошлакового переплава, способы легирования сталей и сплавов, а также способы производства биметаллических слитков вакуумно-дуговым переплавом» - так утверждает местная пресса, весьма близкая к металлургии.
На семи холмах
Она ведёт нас на КПП. Голубоглазая, с белоснежными волосами (натуральная блондинка), простая в общении. «Вы не представляете, какое это мучение на самом деле, - объясняет. - Из-за того, что у меня в организме мало пигмента, я не могу быть на солнце».
Во время хождений между постами охраны Наталья Петровна рассказывает, что не смогла бы жить ни в каком другом месте, - только в Златоусте, городе металлургов. Он расположен на семи холмах.
- Мы со всех сторон защищены горами, и когда я приезжаю в другие места, не чувствую себя в безопасности, мне как-то неуютно, не хватает гор. Горы дают нам силы, поэтому мы так любим походы на их вершины.
Наталья и ребята
- Сейчас мы пойдём в ЭСПЦ, к моим ребятам, - в глазах лучшего изобретателя Южного Урала тает сталь. - Это электросталеплавильный цех, здесь наша команда и наши достижения.
Мимо блестящих, сияющих серебристых слитков мы пробираемся к пульту управления установок для переплава с кнопочками и переключателями. Это пульты управления электропечами. Они стоят здесь ещё с 70-х годов прошлого века, на них стёрлись все надписи, и заботливые сталевары написали на панели краской: «вкл», «выкл», «ост», «темп».
- Вот на этом оборудовании мы делаем то, чего никто в мире не умеет, - рассказывает Наталья Павлова.
То, что никому ещё не удавалось, - это биметаллические слитки вакуумно-дугового переплава, из которых изготавливают трубы для атомных электростанций, и слитки-заготовки электрошлакового переплава для проката бесшовных труб большого диаметра. Они полые внутри, отлиты из коррозионностойких, труднодеформируемых марок стали. Уникальность слитков в том, что они тонкостенные и каждый имеет длину три метра (до сих пор в мировой металлургии таких слитков не было). Для заказчиков это огромный плюс: в трубе получается меньше стыков, сварных швов, она становится прочнее, при эксплуатации реже прорывы и аварии. Эти полые слитки - самые любимые 6 из 13 изобретений Натальи Петровны.
- Вы знаете, когда они у нас получились, я испытала чувство, сходное с рождением ребёнка, - делится заслуженный изобретатель и нежно поглаживает блестящую холодную поверхность заготовки.
«Ребята», возрастом от 20 до 60 лет, что-то оживлённо обсуждают со своей Натальей. О её победе в конкурсе они узнали из газет:
- А мы даже и не удивились этому. Кому ж ещё присуждать такое звание, как не ей?
Кстати, благодаря ребятам-металлургам, Наталья Павлова лишилась в своём гардеробе всех платьев и юбок.
- Вы видите, как высоко наш пульт управления, какая высокая лестница? Представьте, что по ней поднимается женщина в юбке, а следом - несколько мужчин-металлургов. Некрасиво. Я пришла на завод 41 год назад, с тех пор хожу только в брюках. Даже в шкафу у меня нет ни одного платья. Но я об этом нисколько не жалею.
И вообще у Натальи Павловой с коллективом - полная гармония. Все дружат, про всех всё знают, поддерживают друг друга. И по привычке считают завод своим. Так и говорят: «наш цех», «мы выплавили», «прорвёмся, ребята», хотя давно предприятие в чьих-то частных руках.
Ловит радиацию
В советские времена ЗМЗ считался элитой металлургии. Здесь варили сталь для космонавтики, авиастроения, атомной и оборонной промышленности. Свои позиции завод держит до сих пор, хотя объёмы производства уже не те.
Одно из самых впечатляющих изобретений Натальи Петровны совместно с директором по качеству В. А. Демидовым напрямую касается жизни и здоровья миллионов россиян. Учёные получили особую марку стали (ЧС-82) для атомной промышленности. В состав этого сплава входят бор и титан. Из него изготавливают специальные кассеты в виде сот - для хранения радиоактивных отходов. Любой другой металл пропускал бы радиацию, а ЧС-82 практически полностью её улавливает и задерживает. Отлить слитки пытались многие российские заводы, но при прокатке металл вёл себя нехорошо: обнаруживались дефекты, во время нагревания и дальнейшей раскатки случались разрывы. И только на ЗМЗ нашли технологию, которая позволяет отливать сталь ЧС-82 идеального качества. Кусочек таких «сот» стоит в рабочем кабинете Натальи Петровны, среди папок и бумаг.
Самые сложные случаи выносятся на обсуждение на семейный совет. Дети Натальи Павловой, дочь и сын, окончили тот же институт. Правда, сын сейчас служит в полиции, но, как говорят в Златоусте, бывших металлургов не бывает. Дочь Светлана работает с мамой по соседству, имеет несколько патентов. Любовь к железу идёт от деда-кузнеца. Любовь к физике - от мамы, преподавателя математики и физики. Скорее всего - решили в семье - это гены.
Наталья Павлова сделала несколько важных открытий для страны. За изобретения она никогда не получала ни процентов, ни вознаграждений. И об этом не жалеет. Раньше она работала за идею, труд металлурга был почётным. Что движет ею сейчас?
- То же, что и всегда. Мне интересен, мне нравится сам процесс преодоления, решения проблем. У нас отличная команда, подобрался прекрасный творческий коллектив. Кажется, что нам с ребятами горы по плечу. Поэтому нам жить интересно. А пока мне интересно, я буду работать.
...Мы уходили с завода также нудно, через контрольно-пропускные пункты: откройте сумочку, предъявите пропуск. Она посетовала на то, как бездарно проходит первый день отпуска. Порадовалась тому, что завтра пойдёт в поход, ведь восхождение в горы - её любимый отдых.
Мы долго прощались, обещали звонить и писать, если что... Кажется, она простила мне моё катастрофическое незнание металлургии.