Между тем, исчерпывающих объяснений многочисленных «транспортных» планов городской администрации до сих пор получено не было.
Почему троллейбусы перестали заезжать в депо? С какой целью общественный транспорт оборудуется спутниковой навигацией? На эти и другие вопросы «Аргументам и фактам» ответил начальник управления транспорта администрации города Челябинска Камил Маматказин.
– Камил Каримович, вы в управлении транспорта человек новый. Какие недостатки вы увидели в работе городского общественного транспорта и как намерены их исправить?
- Во-первых, это очень длинные маршруты, причем, как и у муниципального транспорта, и у частных перевозчиков. А во-вторых, – расписание. Им служба организации движения занимается уже два месяца. Расписание долго не менялось, хотя и город с тех пор изменился, и жизнь другая стала.
- Какие маршруты вы называете длинными?
- 25-30 километров. Конечно, у пассажира должна быть возможность доехать, например, из Металлургического района до вокзала без пересадок. Но это неправильно, когда маршрутка по пути проезжает ЮУрГУ, ЧТЗ, Ленинский район, а потом идет назад на ЧМЗ. Город перегружается транспортом, забиваются проспекты.
- Но пробки образуются, наверное, не только из-за длинных маршрутов?
- Люди обзаводятся личными автомобилями, но редко задумываются, где они будут хранить машину или парковать, добравшись до работы. Просто бросают на обочине и уходят. У автовладельцев нет причин отказаться от личного транспорта в пользу общественного. Почему? Потому что автобусы, троллейбусы и трамваи медленно ходят, грязные, неудобные. У игроков на рынке городских перевозок нет уверенности в завтрашнем дне, нет общих для всех правил. Нет правил – нет смысла вкладывать деньги в обновление транспорта, создавать культуру обслуживания и соблюдать график движения.
- Как долго ждать нововведений?
- Сделать муниципальный общественный транспорт более привлекательным. Один из путей – введение новых транспортных карт, которые позволят людям существенно экономить на проезде, платить, скажем, не десять рублей, а намного меньше. Если в городе появятся новые комфортабельныее автобусы, которые будут ходить строго по расписанию, а выделенная полоса для общественного транспорта увеличит скорость их движения, то это спровоцирует и автовладельцев пересесть из легковой автомашины в автобус или троллейбус.
- Это перспектива далекого будущего?
- Мы предложили контрольно-ревизионной службе вкупе с инженерно-техническими работниками проверить автобусы, троллейбусы и трамваи. Что самое страшное, в первые же десять минут они выявили 7-8 «зайцев». В среднем, в день безбилетников оказывается до 50-80 человек в одном транспортном средстве. Для транспортных предприятий это значительная сумма денежных потерь. При переходе на безналичную форму оплаты облегчится труд кондукторов, транспортные предприятия получат реальные доходы. Кроме того, транспортная карта будет выгодна и пассажирам.
Хочешь, покупаешь только 10 поездок. Можно купить 20 или 40. Предусмотрены различные тарифные планы, как в сотовой связи, система бонусов. Ездить по карте будет гораздо дешевле, чем при наличном расчете. Сейчас тариф для автобусов 12, а будет 9, 8 и 7 рублей. Мы постараемся привлечь больше пассажиров, соответственно и уменьшится себестоимость проезда. Кстати, сегодня средняя загрузка транспортного средства 20%, в пиковые периоды чуть больше, до 40%. Наша задача увеличить привлекательность общественного транспорта.
– А если не удастся убедить пассажиров перейти на безналичную форму оплаты проезда?
– Во всех странах Европы, а также Америки давно уже пользуются прогрессивными формами оплаты проезда, вплоть до оплаты с сотового телефона. Люди не только получают удобную услугу, но и экономят средства. Так что и в Челябинске пассажир сам выберет, что лучше.
– Город взбудоражила новость о скорой ликвидации троллейбусных депо…
– Вернемся к европейскому опыту. Да и в той же Москве троллейбусы в гаражах не стоят, ни одна машина не ночует в закрытом помещении, находятся на открытом воздухе. Только когда троллейбусу требуется ремонт, машину загоняют в специализированное депо. Какой смысл утром гнать пустой троллейбус до «конечки» 12-13 километров, чтобы отправить в рейс? А вечером возвращаться? Ведь когда на троллейбусе висит табличка «В депо», то ни один пассажир не воспользуется этим транспортным средством. Подумает: «Может, сломан, может, едет обедать или просто смена закончилась».
В неделю холостых пробегов набирается 12 тыс. км. В год это почти 624000 км! А конечные разворотные площади мы также содержим и тратим на них муниципальные средства на охрану и уборку, выплачиваем налоги на землю. Кроме расходов электроэнергии есть еще и износ резины, и непроизводительное время, которое мы оплачиваем. Кроме того, предприятия несут затраты на отопление всех боксов, освещение, платят налоги на имущество и так далее. Колоссальные расходы! Для технического обслуживания и ремонта достаточно всего одного депо, а сейчас их три. В любое зайдешь – две-три машины в ремонтной зоне, не больше. А практически получается, что троллейбусы на предприятии проводят 20% времени, остальное – на линии. Вот и считайте, сколько денег тратит казна на содержание троллейбусного парка.
- Давно говорится об оборудовании транспорта системами спутниковой навигации. Что это даст пассажиру?
- Система управления городским транспортом у нас осталась с советских времен. Навигация позволяет автоматизировать процесс управления транспортными средствами, компьютер сам будет следить за тем, чтобы водитель завершил круг, соблюдая расписание, скоростной режим, график движения. Пассажир получает качественную услугу. Кроме того, автоматизация управления позволяет следить за дисциплинарными нарушениями водителей, а в случае экстремальной ситуации вызвать МЧС или полицию. В дальнейшем планируется оснащение и подключение к программе «фейс-контроль».
Помните случай, когда трамвай догнал и врезался в другой трамвай? Если б там не было навигации, мы бы, наверно, не узнали, что водитель допустил грубое нарушение графика, превысив скорость.
Далее. На основных остановках, где больше всего пересаживается пассажиров, мы уставим электронные табло, увязанные с навигацией, где будет видно, во сколько или через сколько минут прибудет тот или иной транспорт. А в перспективе навигация поможет сделать так, чтобы общественный транспорт не простаивал на светофорах. В Европе, например, такого нет, чтобы автобус останавливался на красный, общественный транспорт «завязан» с работой светофоров и как только автобус подъезжает к перекрестку, навигация «включает» ему зеленый свет. Думаю, те, кто сейчас передвигаются на личных автомобилях, задумаются, а не быстрее ли ему будет доехать на автобусе? Тем более если он новый и чистый.