Примерное время чтения: 5 минут
46930

Плохая броня. Как фашистов обманул заводской брак на танке

фото Александра Фирсова / АиФ

11 сентября в России отмечают День танкистов. История производства танков знает немало любопытных историй. Большая часть их связана с Танкоградом – как в годы войны называли Челябинск.

Танкоград во плоти

Танки стали выпускать в Челябинске во многом благодаря тому, что здесь до войны уже с успехом выпускали тракторы на ЧТЗ. Перепрофилировать тракторное производство под танковое было проще, чем строить всё с нуля или перестраивать какой-либо другой завод. Кстати, мало кто знает, что к строительству ЧТЗ причастен американский проектировщик Альберт Канн – именно он подсказал идею корпусного, а не цехового устройства завода. С правнучкой проектировщика сотрудники завода до сих пор переписываются, делятся документами – она пишет о своем предке книгу.

Всего до 1941 года удалось выпустить 100 тысяч тракторов, но многие разработки мирного времени пригодились и во время войны. К примеру, в Челябинске был выпущен и первый в стране дизельный двигатель, и после наши танки работали на дизеле, тогда как немецкие на бензине. В результате советские танки были более мощные, более дешевые, но менее горючие.

Кстати, тяжелые танки выпускал только ЧТЗ – связано это было с тем, что несущие конструкции завода были сделаны из металла, а не железобетона, как планировалось. Эта идея принадлежала конструктору Жозефу Котину – сначала за перерасход металла его репрессировали, но позже реабилитировали, когда оказалось, что он смотрел далеко вперед.

Памятник добровольцам-танкистам в Челябинске. Фото: Википедия/ Кирилл Палеолог

Интересно, что ещё до войны Котин работал над такими невероятными проектами, как плавающий танк.

«Мы много работали, например, с плавающими танками и даже пытались «научить» танк летать, - вспоминал Котин. - Для этого танк Т-37 подвешивали к тяжелому бомбардировщику ТБ-3 и потом сбрасывали в воду».

Любопытна история одного из проектов Котина - танка СМК. Когда конструктор показывал модель танка Сталину, тот снял с деревянного макета будущего танка одну из башен и пробурчал: «Нечего делать из танка «Мюр и Мерилиз»!» Поясним, что Сталин употреблял это название одного из дореволюционных универмагов, когда ему предлагали что-то излишнее. «Сколько я снял?» - спросил Сталин у конструктора. Котин ответил: «Три тонны». «Вот и обратите их на усиление броневой защиты», - распорядился Сталин.

С броней связана и другая история, которая относится к периоду советско-финской войны. Финны не могли вывезти с поля боя подбитый СМК, поэтому демонтировали с советского танка крышку люка в качестве образца брони. Но крышка была изготовлена не из броневой, а из обычной низкоуглеродистой стали, так как из-за спешки с выпуском нового танка её не успели заменить. В результате временная деталь танка попала в руки немцев, которые решили, что у большевиков плохая бронь. Позднее эта ошибка им дорого обошлась при столкновении с танками КВ и Т-34.

Уже к концу войны на ЧТЗ был выпущен танк ИС-3 – с необычной приплюснутой и широкой башней. Идея такой башни пришла к конструктору Михаилу Балжи, когда он пригляделся к обычной мыльнице – от подобной формы фауст-патроны просто рикошетили.

Аббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин». Фото: Википедия

Позднее удалось довольно быстро свернуть производство танков и вернуться к выпуску тракторов. После войны первые трактора С-80 вышли уже в 1946 году. Тогда действовал запрет Сталина на разработку и выпуск гражданской продукции в машиностроении годы войны, однако тот факт, что трактор появился так быстро, доказывает, что проектировали его еще раньше – невзирая на запрет. Наверняка, в нерабочее время – своего рода хобби у конструкторов.

Эти трактора потом использовались в Антарктиде. Один из них утонул, провалившись под лед – это произошло в 1956 году. Полярник Иван Хмара пытался спасти машину, но погиб. В его честь назван один из островов у берегов Антарктиды. По пожеланию полярников наши проектировщики изменили ширину гусениц, начали красить трактора в красный цвет, чтобы они были более заметны на снегу. А также рисовали на дверцах изображение пингвина – поэтому эти трактора полярники называли «Челябинскими пингвинами». 

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах