11 сентября в России отмечают День танкистов. История производства танков знает немало любопытных историй. Большая часть их связана с Танкоградом – как в годы войны называли Челябинск.
Танкоград во плоти
Танки стали выпускать в Челябинске во многом благодаря тому, что здесь до войны уже с успехом выпускали тракторы на ЧТЗ. Перепрофилировать тракторное производство под танковое было проще, чем строить всё с нуля или перестраивать какой-либо другой завод. Кстати, мало кто знает, что к строительству ЧТЗ причастен американский проектировщик Альберт Канн – именно он подсказал идею корпусного, а не цехового устройства завода. С правнучкой проектировщика сотрудники завода до сих пор переписываются, делятся документами – она пишет о своем предке книгу.
Всего до 1941 года удалось выпустить 100 тысяч тракторов, но многие разработки мирного времени пригодились и во время войны. К примеру, в Челябинске был выпущен и первый в стране дизельный двигатель, и после наши танки работали на дизеле, тогда как немецкие на бензине. В результате советские танки были более мощные, более дешевые, но менее горючие.
Кстати, тяжелые танки выпускал только ЧТЗ – связано это было с тем, что несущие конструкции завода были сделаны из металла, а не железобетона, как планировалось. Эта идея принадлежала конструктору Жозефу Котину – сначала за перерасход металла его репрессировали, но позже реабилитировали, когда оказалось, что он смотрел далеко вперед.
Интересно, что ещё до войны Котин работал над такими невероятными проектами, как плавающий танк.
«Мы много работали, например, с плавающими танками и даже пытались «научить» танк летать, - вспоминал Котин. - Для этого танк Т-37 подвешивали к тяжелому бомбардировщику ТБ-3 и потом сбрасывали в воду».
Любопытна история одного из проектов Котина - танка СМК. Когда конструктор показывал модель танка Сталину, тот снял с деревянного макета будущего танка одну из башен и пробурчал: «Нечего делать из танка «Мюр и Мерилиз»!» Поясним, что Сталин употреблял это название одного из дореволюционных универмагов, когда ему предлагали что-то излишнее. «Сколько я снял?» - спросил Сталин у конструктора. Котин ответил: «Три тонны». «Вот и обратите их на усиление броневой защиты», - распорядился Сталин.
С броней связана и другая история, которая относится к периоду советско-финской войны. Финны не могли вывезти с поля боя подбитый СМК, поэтому демонтировали с советского танка крышку люка в качестве образца брони. Но крышка была изготовлена не из броневой, а из обычной низкоуглеродистой стали, так как из-за спешки с выпуском нового танка её не успели заменить. В результате временная деталь танка попала в руки немцев, которые решили, что у большевиков плохая бронь. Позднее эта ошибка им дорого обошлась при столкновении с танками КВ и Т-34.
Уже к концу войны на ЧТЗ был выпущен танк ИС-3 – с необычной приплюснутой и широкой башней. Идея такой башни пришла к конструктору Михаилу Балжи, когда он пригляделся к обычной мыльнице – от подобной формы фауст-патроны просто рикошетили.
Аббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин». Фото: Википедия
Позднее удалось довольно быстро свернуть производство танков и вернуться к выпуску тракторов. После войны первые трактора С-80 вышли уже в 1946 году. Тогда действовал запрет Сталина на разработку и выпуск гражданской продукции в машиностроении годы войны, однако тот факт, что трактор появился так быстро, доказывает, что проектировали его еще раньше – невзирая на запрет. Наверняка, в нерабочее время – своего рода хобби у конструкторов.
Эти трактора потом использовались в Антарктиде. Один из них утонул, провалившись под лед – это произошло в 1956 году. Полярник Иван Хмара пытался спасти машину, но погиб. В его честь назван один из островов у берегов Антарктиды. По пожеланию полярников наши проектировщики изменили ширину гусениц, начали красить трактора в красный цвет, чтобы они были более заметны на снегу. А также рисовали на дверцах изображение пингвина – поэтому эти трактора полярники называли «Челябинскими пингвинами».