Фитнес-туры в Таиланд, сплавы выходного дня и походы в горы, пляжный рай по системе «All inclusive» и автобусные экскурсии по городам. Туристические компании предлагают всевозможные варианты отдыха на любой вкус, заманивая клиентов «горящими путёвками» и спецпредложениями. О том, как не стать жертвой мошенников и не переплатить за отпуск, «АиФ-Челябинск» рассказали специалисты туриндустрии.
Договор с подвохом
«Лицензирование услуг в сфере туризма, к сожалению, было отменено. Существует лишь Единый федеральный реестр туроператоров. В результате накануне лета рынок традиционно наполняют десятки сомнительных туристических компаний. Офисы в центре города, яркая реклама и многообещающие предложения – кто-то обязательно попадается на эту удочку. Однако буквально через месяц, накануне первых вылетов, эти фирмы также неожиданно исчезают, - рассказывает директор челябинского турагентства Наталья Сахнова. - И тут оказывается, что место на чартерном рейсе для вас не забронировано, а у туроператора до сих пор не выкупили нужную путёвку».
Залог беззаботного отпуска – правильно составленный договор об оказании туристических услуг. В нём должна быть прописана общая цена туристического продукта, условия перевозки и размещения, а также порядок требований о возмещении ущерба туристу. Если в документах не указано, что ваш номер в пятизвёздочной гостинице будет с видом на море, то однозначно быть уверенным в этом нельзя. Также убедитесь в правильном написании наименования турфирмы и адреса её местонахождения, проверьте печать организации.
«Не следует доверять сотрудникам турфирмы, даже если они утверждают, что у них стандартный бланк договора, или они устно договорятся с туроператором и принимающей стороной о каких-либо преференциях для вас, - предупреждает заместитель руководителя управления Роспотребнадзора по Челябинской области Владимир Ефремов. - Часто встречается, что в договор включают условия, ущемляющие права потребителя. Например, о выставлении штрафных санкций и о порядке расторжения договора».
Так, туристам неожиданно могут заменить отель для проживания. А взамен предложить аналогичный по «звёздности», но заметно хуже по условиям размещения. Например, далеко от пляжа или с платными лежаками. Внимательно стоит изучить момент с возвратом путёвок при чрезвычайных ситуациях, например, при возникновении урагана на курорте. Другой важный вопрос – страховка при несчастных случаях.
Менеджеры - нелегалы
«Рекордно низкие цены путёвок должны насторожить туристов. Никто не хочет работать себе в убыток. Поэтому, скорее всего, тут будет что-то нечисто», - предупреждает Наталья Сахнова.
Постоянным клиентам менеджеры по туризмы, действительно, могут сделать небольшую скидку из своих комиссионных. Всё ради того, чтобы удержать ценного потребителя услуг в обмен на положительные отзывы и гарантию будущей прибыли в виде его знакомых-путешественников. Однако чаще всего раскидываться скидками могут нелегальные турфирмы.
«Не надо перечислять деньги за путёвку на личную банковскую карту менеджера. Всегда требуйте кассовый чек. Кроме того, у серьёзных турагентств есть доверенность от туроператора и финансовое обеспечение ответственности», - добавляет Сахнова.
Не стоит обращаться и к так называемым менеджерам-надомникам. При возникновении внештатной ситуации связаться с таким специалистом может быть проблематично. Выбирая путешествия на автобусе или пешие походы, убедитесь, что туристическая фирма зарегистрирована в налоговом органе и имеет право проводить экскурсии.
Призрачные скидки
Правда, на хитрость может пойти и зарекомендовавшая себя на рынке турфирма. Первый нюанс связан с разницей официального курса валюты и того, что установлен туроператором, который обеспечивает предоставление туристических услуг. Подтверждение бронирования тура занимает до нескольких дней, в течение них валюта, в которой рассчитывается стоимость путёвки, может «скакнуть». Поэтому туроператор делает для себя своеобразную финансовую «подушку». Недобросовестные турфирмы пользуются этим и дополнительно завышают «внутренний» курс валюты.
«Навариваются» они и на топливных доплатах, которые не входят в стоимость путёвки, искусственно занижая расходы на отдых. Эти доплаты у туроператоров разные, а где-то и вовсе отсутствуют. Но туристов могут всё равно заставить заплатить.
Вывеска «горящие путёвки» - действует на туристов как магнит. Многие готовы влезть в долги, лишь бы выгодно оформить отпуск. Всё происходит в такой спешке, что потребитель не успевает даже проверить информацию на сайте туроператора и забронированного отеля.
«Горящие туры действительно бывают, но редко. Речь в этом случае, скорее всего, идёт о «горящем рейсе» на чартерном самолёте. Оператору невыгодно отправлять полупустой лайнер, поэтому он делает выгодные предложения, - отмечает менеджер челябинской туристической фирмы Диана Гайсина. – Такие акции появляются за пару дней до вылета».
Поэтому, если вам предлагают «горящую путёвку» на следующий месяц – это, наверняка, обман. Таким образом часто продают невыгодные условия – старые гостиницы или те, где сейчас активно идёт ремонт, либо отдых в экзотических странах в несезон. С осторожностью следует относиться и к спецпредложениям турфирм. Под видом уникальных маршрутов нередко предлагают никем не опробованные места отдыха.
«Многие думают, раз турменеджер советует какой-то конкретный отель, значит, ему там доплачивают. Это не так. Сотрудники крупных турфирм много путешествуют и имеют представление о самых популярных маршрутах. Но критерии оценки отдыха у всех разные. Поэтому не лишним также будет почитать отзывы в интернете», - предупреждает Диана Гайсина.