Чем отличаются наши садики от зарубежных? Почему для детей садик – это работа? Вредит ли изобилие игрушек? И почему очень послушный ребёнок – это повод насторожиться? Об этом рассказала педагог-психолог челябинского детсада № 459 Марина Гракова, которая недавно стала победителем районного конкурса в номинации «Лучший воспитатель детского сада».
Много игрушек ни к чему
Эльдар Гизатуллин, АиФ-Челябинск: Помните ли вы сами свой детский сад, воспитателей?
Марина Гракова: Конечно, и очень даже хорошо – даже запах духов своей воспитательницы Екатерины Андреевны. Я ходила в деревенский небольшой садик – мы тогда жили в Подмосковье. Детей там было немного, всего три группы. Помню и сончас, и завтраки, и как нам ставили сказки на пластинках, для чего раскрывали проигрыватель в чемоданчике. Отношение к нам было доброе, тёплое – мы чувствовали себя, как дома.
- Нынешние дети в садике отличаются от прежних поколений?
- Меняются лишь потребности, к которым дети подстраиваются. А сами дети всегда те же. Некоторые взрослые говорят – а вот мы, мол, были такие-то и такие-то. Но они лишь приспосабливались к тогдашним условиям.
- Но жизнь действительно меняется. Если бы я ребёнком попал в современный магазин игрушек, то, наверное, с ума сошёл. А что лучше – изобилие или ситуация, когда рад и малому?
- Знаете, я, когда захожу в такой магазин, то вижу, что есть игрушки полезные и бесполезные. Если игрушек много, дети быстро пресыщаются – комната у них завалена, им и этого хочется, и того, а внимание не могут сфокусировать. Лучше всего так называемые базовые игрушки, если речь о раннем возрасте – пирамидки, матрёшки. Они важны для сенсорного развития – то, что можно потрогать, оценить размер. Познавательный интерес ребёнка – это костёр, куда надо подкидывать дровишки через вопросы, игры. Даже, например, на кухне готовит мама тесто, и можно ребёнку показать, как муку связывает вода, получается тесто, затем из него пирог, и так далее.
У нас многие родители отдают детей в развивающие центры – вроде заплатил, отдал, свою задачу выполнил. Центры нужны, но развитие ребёнка ими не ограничивается. Можно сказать, что родители – это самый лучший развивающий центр. Не забывайте, что, как ни странно, после детского сада ребёнок нуждается в отдыхе. Нахождение в социуме тоже своего рода для него работа. Мы ведь сами после работы хотим переодеться, поваляться, ощутить себя в безопасности.
- Вы сказали, что сразу видите нужные и ненужные игрушки – это какие?
- Цвета должны быть ясные и понятные, никаких оттенков. Надо также обязательно потрогать, чтобы понять ощущения, которые получит ребёнок. Если у вас ребёнок гиперактивный, то не надо покупать что-то яркое, сверкающее, громкое, мигающее – так вы ещё больше перевозбудите нервную систему.
Бояться темноты – это нормально
- Надо ли пугать непослушных детей – бабайкой, чупакаброй или же незнакомым дяденькой?
- Лучше использовать другие подходы – обойтись без бабайки. Детям нужен не страх, а ощущение безопасности. Нельзя говорить: «Если будешь плохо себя вести, отдам тебя чужому дяденьке!». Необходимо, чтобы ребенок всегда знал, что он важен для родителей и находится в безопасности. Особенно в 5 лет, когда растёт самопознание, появляется страх темноты, страх потерять близких людей. Это не какая-то травма, это показатель нормального развития.
Если ребёнок боится темноты, надо не нагнетать эту тему и, уж конечно, не высмеивать его, а честно сказать: «Я в детстве тоже боялся темноты» - это ведь правда для большинства из нас. Рассказать, почему так происходит. Мол, темнота – это неизвестность, ночью становится тихо, и ты просто слышишь звуки, на которые днём не обращал внимания. Наконец, можно прочитать терапевтические сказки.
- Идеал для родителя – послушный ребёнок. Но ведь абсолютно послушный – это ненормально?
- Конечно. Вообще, послушный ребёнок – неоднозначное понятие. Если я вижу, как ребёнок смирно сидит и вскакивает по любому зову, никуда не лезет и ничего не ломает – это тревожный признак. Хотя родителям такое поведение ребёнка удобно. Надо разделять личностную тревожность и ситуативную. Чаще всего причины в семье, в повышенной тревожности. Из таких детей вырастают очень ответственные работники, которые находятся в постоянном состоянии тревоги подвести, не суметь.
Практически всегда нервная система передаётся по наследству. Посмотрите, есть ли кто-то похожий по характеру среди родителей, бабушек и дедушек, теть и дядь. Обычно говоришь об этом с родителями, рассказываешь о сыне или дочери, и мама восклицает: «Ой, да я сама такая!».
Жизнь за окном тоже научит
- А что делать, если ребёнок излишне чувствительный – плачёт, скажем, не только от мультфильма «Мама для мамонтёнка», но и при любой грустной музыке?
- Некоторые дети действительно очень чувствительные, способны остро среагировать даже на изменения в голосе. Но детство – это ведь время, когда мы свободны в своих проявлениях эмоций. Это потом общество накладывает на нас свои ограничения. Бывает, что особенно папы переживают из-за такого поведения мальчиков: дескать, нюня растёт! Лучше поговорить, успокоить. Агрессивному поведению учить не надо – жизнь за окном научит.
- Случается, что излишняя чувствительность выражается и в истериках. Как понять, имеешь ты дело с капризами или пора обращаться к врачу?
- Неврозность среди детей сейчас высокая. Если истерика характерно-манипулятивная – это одно, а когда ребёнок не может остановиться, то пора обращаться к специалисту. Подумайте, может, однажды ребёнок заистерил и получил то, что хотел? Получается, родители запаниковали и дали ребёнку всё, что угодно, лишь бы истерика прекратилась. Нельзя, чтобы ребёнок видел, что взрослые в растерянности.
Большую роль в воспитании играет режим – ребёнок должен знать, что одно следует за другим, еда за сном, игра за занятием в очередной последовательности. Это успокаивает, и ребёнок чувствует себя в безопасности.
- Вы также занимаетесь детьми с ограниченными возможностями здоровья. Что для них лучше – посещать щанятия вместе с обычными детьми или коррекционные классы?
- Зависит от конкретного заболевания и нарушения. Для меня это боль и проблема. Да, надо социализировать таких детей, воспитывать толерантность в других, чтобы не дразнили, принимали. Нужна новая система. Аутист даже в маленьких группах будет испытывать перегрузки. Коррекционные группы всё равно нужны, ведь там работают специалисты, и есть заболевания, при которых ребёнку просто нельзя посещать обычную группу. Да и группы у нас, как правило, большие – ребёнку с ограниченными возможностями не удастся уделить достаточно внимания. Сама я за небольшие садики.
- А как в целом выглядят наши садики по сравнению с зарубежными? Одна моя знакомая, живущая в США, возмущалась, что американские садики работают до обеда, там не кормят, а мамы дают пакеты с чипсами и газировкой.
- Я знакома с опытом работы садика в Финляндии. Там больше ставку делают на саморазвитие, а у нас со времён СССР привыкли к немного такому строевому режиму. Но плюсов у наших детских садов немало – это опять же полноценное горячее питание, в котором учли все нормы. Также у нас проводят много занятий – по развитию речи, рисованию и так далее. За рубежом чаще ограничиваются присмотром и уходом. Наши садики выглядят очень неплохо, но надо использовать все лучшие мировые практики.