Примерное время чтения: 7 минут
379

Не та зарплата. Работники челябинских заводов и школ просят поднять оклады

Уже не первый год идут разговоры о том, что на заводах, в школах и учреждениях культуры некому работать. Многие считают, что молодое поколение не желает трудиться. Но нельзя не признать, что не последнюю роль в популярности той или иной профессии играет уровень зарплаты.

Падал, падал и упал

«В этом году на Параде первоклассников я спросила одного мальчика, кем он хочет стать, - вспоминает педагог-психолог школы №17 Челябинска Оксана Шихова. – Он ни на мгновенье не задумался, ответил: «Блогером!» И это не только его мечта».

«Раньше каждая вторая девочка мечтала стать учительницей, даже само слово «учитель» люди произносили с придыханием, - говорит зампредседателя областного профсоюза работников народного образования и науки Людмила Шаталова. – А потом престиж нашей профессии стал падать. Падал, падал и упал, как говорится. Теперь школа - это всего лишь образовательная услуга».

Есть товары первой необходимости, без которых человек не может обойтись. А есть профессии первой необходимости, без которых общество не может быть и развиваться. Чтобы привлекать внимание молодёжи к этим профессиям первой необходимости, государство разработало программы «Земский доктор», «Земский работник культуры», «Земский тренер» и т.д. Но пока это не помогает выправить перекос в сознании подрастающего поколения.

«Не секрет, что на некоторых заводах сегодня можно получать весьма достойную зарплату, но молодёжь всё равно не идёт туда, - констатирует факт зампредседателя Федерации профсоюзов Челябинской области Пётр Гневашев. - Просто с экранов ТВ, отовсюду «дует», что модно быть блогером, жить в хороших отелях, не быть привязанным к конкретному месту жительства. Поэтому молодёжи интересны лёгкие деньги. Она уже не хочет стоять у станка от звонка до звонка. Некоторая неудовлетворённость рабочей жизнью транслируется и современными родителями, которые твердят своим детям про заводы и школы: «Не ходи! Не ходи!»

«Остаются в тени»

Однако нельзя огульно обвинять подрастающее поколение в том, что оно не желает работать. И в наше время многие девочки мечтают вести уроки в школах и заниматься малышами в детсадах. И есть парни, которым работа на станке, работа руками доставляет настоящее удовольствие. Но от трудоустройства по душе их останавливает два момента: низкая зарплата и отсутствие перспективы роста.

«Ранняя профориентация, которой сегодня занимаются в образовательных учреждениях, как показывает практика, эффективна! – уверен зампредседателя областной организации Горно-металлургического профсоюза России (ГМПР) Владимир Ревенку. – После экскурсий на заводы многие ребята принимают для себя решение связать судьбу с заводом. Но потом они приходят и видят, как всё обстоит на самом деле. У нас пышным цветом процветает кумовство, руководящие должности зачастую занимают дети руководителей или собственников. А на всех остальных должностях низкие оклады, которые не стимулируют никого - ни молодёжь, ни старшее поколение. В существующих зарплатах очень большая переменная часть. Наша задача – добиться повышения гарантированной части оплаты труда, мы хотим, чтобы она составляла 70% зарплаты».

В начале октября региональный профсоюз горняков и металлургов запустил новый проект «Мир классных перспектив». Авторы видеоролика рассуждают, почему молодёжь бежит с заводов. Одному из героев Степану 31 год, он уже 9 лет работает слесарем на заводе и 4 года из них ждёт, когда его повысят до бригадира. Но очередь в резерве не двигается. Другой герой на заводе уже 15 лет, и половину этого времени – на том же месте. Три года назад он хотел уйти, его приглашали старшим мастером на соседнее предприятие. Но начальник цеха слезно умолял остаться, обещал, мол, потерпи ещё годок, и «продвинем в старшие». Но в старшие продвинулся сын главбуха. Сын главного энергетика за два года дорос до бригадира, а дочь директора по снабжению – за 1,5 выбилась в заместители начальника отдела кадров.

«Может, Степан просто тупой? – с издёвкой вопрошают авторы. – Но нет: когда в цеху аврал, он первый, кого зовут на помощь. Его, а не кого-то из числа «блатных». Конечно, его это давно достало. Делает ли он свою работу хорошо? Да. Старается ли делать её еще лучше? Да. Хотел бы он расти? И снова да. Может ли Степан стать хорошим мастером? Может, но кто ему даст? Ведь он пришёл по объявлению. Молодые, смелые, перспективные, с горящими глазами и желанием учиться остаются в тени. Поэтому и бегут из этого чудесного мира перспектив. Заводы разные, а проблема у всех одна: как оставить молодёжь на предприятии, если ей не дают развиваться и расти?..»

Некогда и не на что жить

Учителя тоже пытаются обратить внимание властей на проблему низких зарплат. В сентябре областной профсоюз работников народного образования и науки обратился к главе региона Алексею Текслеру с просьбой повысить базовые должностные оклады учителей в разных муниципалитетах.

«Сегодня средний размер ставок зарплаты учителей в регионе – 11 814 руб., зарплаты воспитателей – 10 720 руб., - приводит цифры Людмила Шаталова. - Если сравнивать с прошлым годом, то, конечно, есть увеличение, но у нас всё равно в 22 муниципалитетах ставка ниже отраслевой, т.е. догонять приходится переменной частью. Это тот вопрос, который не требует значительных финансовых вложений, он требует перераспределения в рамках имеющегося фонда оплаты труда. Зато педагог будет знать, сколько он получит гарантированно».

Ставка педагогического работника - 18 часов, на ставку он получает базовый оклад. Чтобы получать достойную зарплату, тысяч 40, нужно взять минимум 38 часов. То есть работать с утра до вечера 6 дней в неделю.

«Если жить на одну ставку, то как? Если брать дополнительную нагрузку, то когда жить? – рассуждает Оксана Шихова. - Педагогу нужно постоянно саморазвиваться, чтобы увлекать детей, думать о том, как интересно преподавать предмет… А когда всем этим заниматься? В 6 вечера учитель приходит домой, проверяет тетради, ложится спать. Просыпается - идёт на работу. Замкнутый круг. Мы очень надеемся, что суммы базовых окладов будут пересмотрены!»

Комментарий специалиста

Председатель областной организации профсоюза работников культуры Татьяна Малиновская:

- Культура всегда была низкооплачиваемой отраслью. Средний доход работника культуры в Челябинской области – 38-39 тыс. руб., но многие получают зарплату, близкую к прожиточному минимуму. При этом в культуре максимальный коэффициент совместительства – 1,8 и 2,2. Некоторые даже берут по три ставки. Например, актёр театра может быть также звукорежиссёром и помогать на сцене. В муниципалитетах такая ситуация сплошь и рядом. Указы президента касательно средней зарплаты у нас выполняются путём повышения нагрузки.

В советские времена преподаватели детских школ искусств, культмассовые работники независимо от региона проживания – от Москвы до Дальнего Востока - имели одинаковую зарплату. И это не зависело от финансовой обеспеченности территории. Недавно мы предложили ввести единую систему оплаты труда и устранить дифференциацию, когда в одной и той же области работники культуры выполняют одну и ту же работу, но получают совершенно разные зарплаты. Однако рассмотрение этого предложения сдвинули на 2024 год.

Полно и других проблем. Да, делаются ремонты в школах искусств и клубах, закупаются инструменты в рамках нацпроектов, но в самом Челябинске последняя детская школа искусств была построена больше тридцати лет назад. Садики и школы мы строим, а ДШИ - нет. А ведь Челябинск растёт, развивается, появляется много новых районов, детей становится больше. Преподаватели работают на две ставки, но в старых школах всё равно площади не дают увеличить приём детей: заниматься-то с ними где?.. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах