Родители жалуются: чем ближе новый учебный год, тем живее школьные чаты. Посыпались сообщения по поводу оформления классов к 1 сентября, закупки рабочих тетрадей, подарков учителям. И мало кто думает о том, что же «болит» у самих педагогов.
«Вам пришло сообщение»
«Чат с родителями, чат с детьми, чат с руководством и коллегами по школе, - перечисляет преподаватель одной из челябинских школ Оксана Гаврилова. – А я, между прочим, сама мама двоих школьников. То есть плюс к перечисленному у меня ещё чаты с классными руководителями моих детей, классные чаты без них, чат с кружком по вокалу, чат с изостудией, чат по дополнительному английскому… А ведь ещё есть «Сетевой город!» Я не успеваю читать сообщения во всех, часто пропускаю что-то важное. Иногда мне кажется, что схожу с ума».
Есть как противники, так сторонники классных чатов.
«Я считаю, чаты очень удобны, - говорит учитель начальных классов школы № 16 Еманжелинска Анна Семёнова. – Они упрощают и ускоряют процесс общения с родителями. Появляется срочная информация - я пишу в чат и тут же получаю обратную связь. А раньше учителям приходилось по два месяца ждать собрания и обсуждать накопившиеся проблемы с родителями два-три часа».
«Родители просят писать домашнее задание не только в «Сетевой город», но и в чат, я это делаю, - рассказала учитель начальных классов школы № 3 Челябинска Мария Михайлюк. – Ребёнок иногда может схитрить, заявив, что он сделал все уроки, родителю легко проверить его, заглянув в чат».
Однако тем самым учителя разбаловали детей, уверены в минобрнауки Челябинской области. Дошло до того, что дети перестали вести традиционные бумажные дневники.
«Чаты – хорошо, «Сетевой город» – хорошо, а бумажные дневники – ещё лучше, - считает первый замминистра ведомства Елена Коузова, - они учат детей планировать своё время».
Права защитит профсоюз
В профсоюзе работников народного образования и науки отметили, что учителя в большей степени жалуются им на отказ в предоставлении отпусков и огромную нагрузку, но никак не на обязанность ведения и администрирования чатов.
«Летом жалобы касаются отпусков: продолжительность, разделение на части, начисление отпускных сумм, - перечислил главный правовой инспектор труда профсоюза работников народного образования и науки РФ Владимир Конников. – Вторая ключевая проблема - нагрузка на предстоящий учебный год. Каждому хочется, чтобы нагрузка была пропорциональной зарплате».
Многие ошибочно полагают, что нагрузка может вырасти только потому, что в школе стало больше детей или в штате поубавилось специалистов. Но это не так. Даже с ведением классного руководства нагрузка может уменьшаться. Например, у учителя русского языка в пятом классе – 6 часов преподавания в неделю, в шестом – 5, в седьмом – 4. Меньше нагрузки – меньше денег. Вот и приходится педагогов чем-то догружать. Иногда руководство школы с этим перегибает палку.
В 2020 году на федеральном уровне было введено дополнительное вознаграждение за классное руководство – по 5 тыс. рублей в месяц. И это вызвало шквал вопросов.
«Учителя интересовались, что они должны делать за эти 5 тыс. руб., - вспоминает Конников. - На федеральном уровне разработали рекомендации по работе классного руководителя. В каких-то школах не всем учителям хватает классов, а где-то, наоборот, у одного сразу по два классных руководства».
В профсоюзе отмечают: в этом году всё чаще задают вопросы типа «Что делать, если в школе уменьшается количество детей?»
«Когда падает количество детей в деревнях - растёт число детей в городах, - объяснил Владимир Конников. - Получается, что где-то дефицит, а где-то профицит кадров. Отсюда проблемные истории с сокращениями учителей. С каждым таким случаем мы разбираемся вручную».
Хватает ли в школах учителей? Оказывается, в Челябинской области укомплектованность кадрами составляет 95%.
«5% восполняются за счёт того, что уже имеющиеся педагоги берут дополнительную нагрузку – прокомментировала Елена Коузова. - Есть и другие варианты. Например, дистанционная форма преподавания, когда учитель работает в одной школе и ещё дистанционно ведёт уроки в другой. Есть учителя на подвозе. Но у нас нет такой ситуации, когда катастрофически долго не ведётся какой-то предмет в конкретной школе. Другое дело, что это создаёт определённое напряжение, ведь каждый должен трудиться в пределах времени, положенного ему трудовым законодательством».
Чтобы ехали в глубинку
Напряжёнка, замечают чиновники, возникает с учителями в маленьких школах, в глубинке, где педагоги уходят на пенсию по возрасту, а новые специалисты не приезжают. В 2011-2013 годах повысилась заработная плата у учителей и случился приток специалистов из других отраслей. Ранее они массово ушли из школ, а потом вернулись.
Сегодня проблема дефицита кадров решается в основном за счёт молодых специалистов. Каждый год в региональную систему образования приходит работать около 800 новичков. На плановую подготовку молодых кадров направлена программа «Земский учитель». Педагогам, которые устраиваются на работу в небольшие посёлки и города с населением менее 50 тыс. человек, выплачивается 1 млн рублей из федеральной казны. Деньги можно потратить по своему усмотрению на любые цели.
«В позапрошлом году в рамках программы в села Южного Урала поехали работать 92 педагога. Но остались не все из них, а только 84, - призналась Коузова. - Кто-то понял, что отработать в селе пять лет - это непосильная для него задача, кого-то не устроили условия проживания, кто-то не сошёлся с коллективом. В этом году мы набрали в рамках программы 43 педагога, с 1 сентября они начнут работать в сельских школах области. Это учителя математики, русского языка, физики, физкультуры, учителя начальных классов. Сегодня высок спрос на учителей русского языка и математики. По этим предметам проводится обязательная государственная итоговая аттестация, а это дополнительная нагрузка на педагога, которую не всякий выдержит».
Отметим, что специалистам, работающим на селе, компенсируются затраты на коммунальные услуги. Это хорошее подспорье, ведь в сельских территориях расходы на «коммуналку» могут быть существенными - где-то топят дровами, где-то углём, а где-то нужно много электричества, потому что нет газа. В некоторых муниципалитетах работают свои программы по привлечению кадров. Например, власти Златоустовского городского округа выплачивают 1,5 млн рублей педагогу, который едет работать к ним. В ряде территорий предоставляют служебное жильё или оплачивают съёмное. Где-то дают транспорт или оплачивают транспортные расходы, если педагог, например, работает в нескольких школах.