Примерное время чтения: 10 минут
220

Не отец, но друг. Челябинские волонтёры взялись за воспитание мальчишек

В мастерских под присмотрам наставников ребята учатся делать полезные вещи своими руками.
В мастерских под присмотрам наставников ребята учатся делать полезные вещи своими руками. Творческая мастерская "Отцы и Дети" Челябинск

Треть семей на Южном Урале – неполные, об этом говорят данные Челябинскстата. И матерей-одиночек гораздо больше, чем одиноких отцов. С 2019 года в Челябинске работают мастерские «Отцы и дети», где ребята из неполных семей получают необходимые навыки. Создатели мастерских рассказали chel.aif.ru, почему решили взяться за воспитание мальчишек.

«Есть такой парень…»

«Я вырос в деревне, там пацану всегда есть, чем заняться, - вспоминает один из основателей проекта Виктор Данилов. – А в городе, ограниченном бетонными стенами, ребёнку скучно. Мне хотелось придумать для городских мальчишек что-то такое, что бы их занимало. Я поделился этой мыслью с одной своей знакомой, а она в свою очередь передала другому своему знакомому, что есть такой парень, который хотел бы организовать нечто для ребят. Этим знакомым был Григорий Беляев. Как оказалось, нечто похожее он уже видел в интернете. И вот Гриша сделал пост в соцсети, откликнулся я и ещё двое молодых людей – Антон Медведев и Дмитрий Тащилин».

Виктора, Григория, Антона и Дмитрия объединила общая идея.
Виктора, Григория, Антона и Дмитрия объединила общая идея. Фото: Творческая мастерская "Отцы и Дети" Челябинск

Все четверо – из разных районов города, они не были ни друзьями, ни одноклассниками. У Дмитрия на тот момент была своя мастерская, где он выполнял на заказ изделия из дерева. Там мужчины и встретились в первый раз. Там же ровно через неделю состоялось первое занятие.

«Мы создали в соцсети группу и сразу же назвали её «Отцы и дети», - рассказывает Виктор. – Название пришло само собой и мгновенно прижилось. Первые «подмастерья» были записаны тут же. Конечно, их привели мамы. Один парнишка пришёл с бабушкой. Мы до сих пор помним то первое занятие: мы на одной стороне, родители – на другой, а между нами дети».

Сегодня некоторых мальчиков по-прежнему приводят и уводят мамы, но сами уже не остаются в мастерских. Это позиция наставников: во-первых, женщинам дают возможность отдохнуть от детей, пока те на занятии, во-вторых, для мальчишек, которых воспитывают одни женщины, всё-таки полезно иногда разлучаться с ними.

Научить мужскому рукопожатию

«Мальчишки приходят нулевые, неуверенные в себе, зажатые, - признаются наставники. – На первой встрече мы элементарно учим их здороваться, протягивать и пожимать другому руку и представляться: «Меня зовут Витя!» Потом устраиваем экскурсию по мастерской, показываем инструменты, даём возможность пощупать их, попробовать воспользоваться - забить гвоздь, что-то отпилить пилой. Даже просто так, без результата».

Ребята с удовольствием мастерят различные поделки.
Ребята с удовольствием мастерят различные поделки. Фото: Творческая мастерская "Отцы и Дети" Челябинск

Сегодня проект живет во многом благодаря спонсорам: если случаются пожертвования, на них закупаются инструменты и сырьё для будущих поделок. Но начинали с миру по нитке: кто-то приносил гвозди, кто-то отдавал ненужный инструмент.

Занятия проходят по воскресеньям и длятся, как правило, по два часа. Одновременно в мастерской могут собраться не более семи учеников, зато каждому гарантирован индивидуальный подход. Группы были разношерстные, разновозрастные – от 6 до 14 лет, но этот факт всем идёт только на пользу.

«Привлекая детей к труду, мы создаем для них зону роста, в которой они чувствуют себя как творцы, - рассуждает Григорий Беляев. - Роль наставника при этом – удержать внимание. Чтобы у ребенка получилось сделать что-то чуть лучше, чем если бы он пытался делать это один. И учим не бросать начатое. Объясняем: если уж начал какое-то дело, нужно довести его до конца, завершить изделие. Главные наши правила – безопасность и бережное отношение к людям, к инструментам. Нельзя бегать, прыгать, нужно всегда за собой убирать, рабочее место должно быть в порядке».

Последнее мамам особенно нравится. Большинство из них отмечают, что с первого же занятия дети приходят в полном восторге и с нетерпением ждут новых встреч с наставниками.

«Всему учим через игру. Именно в игровом процессе ребята раскрепощаются, - подмечает Виктор Данилов. – С каждым ребёнком мы на одной волне, мы уважаем его решение и даём ему возможность ошибаться, чтобы занятие не выглядело как работа из-под палки».

Здесь каждый сам решает, что ему больше всего хочется смастерить. Как правило, это мечи, ножи, деревянные игрушки. Но кроме этого за курс ребята обязательно должны сделать три изделия. Первое – деревянная лопаточка, которая используется на кухне. Мальчишки начинают понимать, как это здорово – делать что-то руками и дарить подарки женщинам, ведь каждый потом несёт свою лопатку маме. Второе изделие - чемоданчик, в котором потом можно хранить инструменты или какие-то секреты. Этим наставники помогают понять, что у каждого человека должны быть личные границы. И третье изделие – совместная поделка. В работе над ней дети учатся взаимодействовать, работать в команде, налаживать контакт с другими людьми. Так, командной работой первого потока мальчишек стали кормушки для птиц, которые они вместе с наставниками повесили на деревьях в парке Гагарина. Кстати, в проекте много внепрограммных мероприятий: наставники ходят с детьми в походы, поднимаются в горы, помогают приютам животных, проводят семейные игры. Например, этой зимой водили воспитанников на Таганай.

В группах занимаются ребята разного возраста.
В группах занимаются ребята разного возраста. Фото: Творческая мастерская "Отцы и Дети" Челябинск

Чтобы не прятались за юбку

«Мой отец умер, когда я был в восьмом классе, мне не хватало его в юности, не хватает и сейчас, - делится Виктор. - У кого-то из моих коллег отцы были, но не было от них тепла. Так или иначе мы все недополучили отцовского внимания. Вообще часто бывает, что отцы мало участвуют в жизни детей. Многие просто не умеют, не хотят общаться с мальчиками. Мы попробовали решить эту проблему в наших мастерских».

Дети, которые воспитываются без отцов, привязываются к наставникам и учителям. И этот момент здесь продумали: на каждом занятии не один, а несколько педагогов, они меняются между собой, и ребенок не успевает привязаться к конкретному человеку. После занятий наставники с ребятами пьют чай, отвечают на их вопросы.

В мастерских ребята получают не только нужные навыки, но и так необходимую поддержку и общение.
В мастерских ребята получают не только нужные навыки, но и так необходимую поддержку и общение. Фото: Творческая мастерская "Отцы и Дети" Челябинск

«Иногда спрашивают – как дать сдачи или первым подойти к девочке, - говорит Дмитрий. - Разные ситуации бывают, взрослый у нас не только наставник, но и друг. Мы делимся своим мнением. Я считаю, главное в общении с ребенком – выслушать его. Потому что, только выслушав, ты поймешь, чего он хочет. В первую очередь мы учим мужским заповедям - быть ответственным, самостоятельным, не висеть у мамы на шее и не прятаться за её юбку. Ребята не должны бояться ни взрослых, ни тех ситуаций, которые в жизни могут возникнуть».

Конечно, были и девочки, желающие заниматься в мастерских «Отцы и дети». Поначалу их принимали, всем было хорошо, тепло и уютно. Тем не менее, позже наставники решили открыть отдельный курс для девочек - мастерские рукоделия, шитья и кулинарии.

Сегодня основатели проекта ищут новых волонтеров, готовых обучать девочек и мальчиков, делиться с ними своим жизненным опытом. В конце прошлого года заработала столярная мастерская в Миассе. Основатели подумывают об открытии площадки в Екатеринбурге. В Челябинске сегодня работает уже три мастерских – в Центральном, Ленинском и в Курчатовском районах. И порядка 15 наставников. К слову, не все из них являются отцами. Для них общение с детьми - некая компенсация отцовских амбиций.

«Моя жена полностью поддерживает мой проект, - с гордостью говорит Виктор. - Да, иногда ревнует, потому что я трачу много времени на переписку, на общение с одинокими мамами. И, кстати, с ней мы тоже познакомились во многом благодаря проекту!»

«Наставники в нашем проекте не только отдают, но и многое приобретают, - говорит Григорий. - Я от этого получаю удовольствие. Да, занятия отнимают много времени, сил. Но я такой, что мне от этого хорошо».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах