Почему дети не хотят учиться, а педагоги быстро выгорают? Кто виноват в том, что от школьного учителя ребёнку нужно идти заниматься к частному репетитору? Ответы на эти вопросы прозвучали на первой областной научно-практической конференции «Чтения Ушинского».
Перестали воспитывать
Конференция состоялась 16 мая в центре дополнительного образования «РКШ «Родное слово» и собрала тех, кого волнуют вопросы образования и воспитания. На мероприятии выступили приглашённые педагоги, методисты и даже сами учащиеся. Много говорилось о необходимости нравственного воспитания учащихся, о том, что многие идеи Ушинского, как никогда, актуальны сейчас, в нашу эпоху цифровизации и новых технологий.
«Серьёзной заслугой К. Д. Ушинского является обогащение содержания нравственного воспитания детей. Его рассказы и сказки помогают современному учителю решить самые сложные задачи воспитания», – констатировала профессор кафедры педагогики, психологии и предметных методик ЮУрГГПУ д. п. н. Наталья Шитякова.
По всей стране сегодня работает более 100 центров, в которых дети занимаются по программе «Русская классическая школа». В них к современному учебному процессу адаптированы идеи Константина Ушинского, а за основу взяты его учебники по словесности, написанные ещё полтора века назад. Лучшие традиции дореволюционного образования сочетаются с лучшими традициями советского. Так, арифметику дети изучают по учебнику А. С. Пчёлко, по которому учились наши родители.
«Мы начинали с 6 учеников, теперь их 65, а в следующем году будет 80, – рассказала специальный гость конференции, тренер-методист РКШ из Архангельска Ирина Костюченко. – В своё время мы чётко осознали, что наши дети не хотят читать, не хотят думать. Занятия по программе «Русская классическая школа» помогают решить эти проблемы».
Чтобы обменяться опытом
Что немаловажно, именно при Ушинском в Смольном институте была введена практика педагогических совещаний и преподавательских конференций для обмена опытом. Он ввёл образование на русском языке вместо французского, доказывал необходимость воспитывать юношество на лучших образцах русской классики и народного творчества. Именно так, по его мнению, без каких-то дополнительных усилий можно воспитать патриота своего Отечества. В общем, К. Д. Ушинский был реформатором, идеи которого у многих вызвали сопротивление.
«И до сих пор всё, о чём говорил Константин Дмитриевич, актуально! – говорит организатор семейных классов РКШ Елена Шорина. – Перечитывая его труды, понимаешь даже то, откуда взялась наша нынешняя цифровая зависимость и почему наступила эпоха потребления. Увы, сегодня не стало преемственности – семей педагогов, семей врачей. Такие встречи, семинары и конференции нужны как раз для того, чтобы мы могли помочь нашим детям».
На «Чтения Ушинского» приехали участники из Озёрска, Миасса, Снежинска, Магнитогорска, Златоуста, Екатеринбурга. Конференция проводилась в рамках гранта «К. Д. Ушинский – детям», который победил в конкурсе грантов губернатора Челябинской области при поддержке Фонда поддержки гражданских инициатив Южного Урала.
«Наша главная задача – объединить и поддержать педагогов, которые работают по программам Ушинского, – призналась организатор мероприятия, директор челябинского центра дополнительного образования «РКШ «Родное слово» Ольга Бурлакова. – Очень важно обмениваться опытом, учиться не только передавать детям знания, но и закладывать нравственные ценности. Учиться быть им наставником, другом, опорой».
Участниками чтений также стали сенатор от Челябинской области Маргарита Павлова и её сын Максим, учащийся четвёртого класса РКШ. «Очень важная конференция, несмотря на то что проводится в небольшом центре, где всего около сотни учащихся, – заявила Павлова. – Долгое время мы не без влияния западных оппонентов обесценивали своё великое наследие. Сегодня всё чаще обращаемся к своей истории, к своим корням, к тем людям, которые заложили основы философии, педагогики, психологии. Показатель того, что современная педагогика нуждается в реформе, в переосмыслении вектора развития, – количество детей, ушедших на семейное образование. Если раньше это были единичные случаи по состоянию здоровья или в связи с индивидуальным образовательным маршрутом ребёнка-спортсмена или олимпиадника, то сейчас наблюдается массовый уход из школ. Бегство. Люди бегут за качественным образованием. В этой связи значение наследия Ушинского возрастает в разы».