Примерное время чтения: 6 минут
503

Интернет – угроза для литературы? Дискуссия писателей в Публичке

Лауреат премии
Лауреат премии "Русский Букер" Александр Снегирёв на встрече с читателями в Публичной библиотеке. / Павел Большаков / АиФ

В этом году на Южноуральской книжной ярмарке, наверное, был установлен своеобразный рекорд: за три дня в залах Челябинской областной универсальной библиотеки состоялось более 40 мероприятий. Здесь прошли встречи с известными писателями, мастер-классы, открытые лекции, презентации новых книг, дискуссии… 

Настоящий аншлаг в Публичке в дни книжной ярмарки стал наглядным подтверждением тезиса, что читать сегодня – модно. Другое дело, что сейчас читатель – это не всегда человек с бумажной книгой в руках. Читатель с планшетом, ноутбуком, айфоном – вот та новая реальность, которая кого-то пугает, кого-то, наоборот, радует, но мало кого оставляет равнодушным.

Поэтому неудивительно, что дискуссия на тему «Интернет и литература сегодня: противники или союзники?» была весьма эмоциональной. В дискуссии приняли участие московские гости книжной ярмарки: литературный критик, главный редактор сетевого издания «Горький» Константин Мильчин, поэт и драматург Дмитрий Данилов, известные писатели Сергей Шаргунов и Александр Снегирёв.

Пишешь прозу – вырубаешь соцсети

Сергей Шаргунов:

«Во все времена и берестяная грамота, и жёсткий диск могут служить словесности. Конечно, сегодня лёгкость публикаций в блогах и на интернет-ресурсах, на которых размещены десятки тысяч произведений (Стихи. ру, Проза. ру), рождает иллюзию, что ты уже «писатель».

Каковы критерии вкуса, позволяющие понять, что автор – не графоман? Одни из критериев, например, – это получение литературной премии. К сожалению, наблюдается нехватка литературных конкурсов, которые позволяли бы находить и выделять талантливых авторов.

Что касается вопроса об электронных и бумажных книгах, то, на мой взгляд, противостояния здесь на существует. Я, например, в самолёте перечитываю в электронном виде «Тихий Дон» – кстати, с большим удовольствием, но при этом я уверен, что бумажные книги должны «обступать» человека толпой с самого детства.

Важно, чтоб бумажные книги были частью твоего окружающего мира, чтобы они с тобой соседствовали. Книга как вещь может подвигнуть человека на чтение.

Я есть во всех соцсетях, это общение тоже важно и полезно, но в принципе, литература – одинокое дело. Когда пишешь прозу, то вырубаешь соцсети и интернет».

Бумажная книга плюс электронная

Константин Мильчин:

«Литература может бытовать где угодно: и на бумаге, и в интернете. Когда говорят, что электронная книга угрожает и наступает, то мне такие утверждения кажутся смешными.

На мой взгляд, бумажная книга отвоёвывает свои позиции, на «Амазоне» самая популярная покупка – бумажная книга плюс электронная. Человек читает в самолете электронную книгу, а дома – бумажную.

Я помню, как лет 10-12 назад все говорили, что скоро вырастет первое поколение, которое будет читать только электронные книги, но 10 лет уже прошли, а бумажные книги читают до сих пор.

На ресурсах «Амазон», «Ридеро» есть возможность для самопубликаций, когда автор выступает в роли и писателя, и редактора, и пиарщика – раньше такой возможности не было никогда.

Сеть, а не пирамида

Дмитрий Данилов:

«В последние десятилетия мы наблюдаем, как меняются общественные связи, меняется общество – соответственно, меняются и информационные носители. Интернет – идеальный информационный носитель для изменившегося общества.

Человеческое общество за последние годы стало менее иерархичным, интернет – это система для коммуникаций в обществе равных. Интернет – сеть, а не пирамида с властными полномочиями.

Например, в истории мировой литературы всегда существовали жесткие иерархии, еще в 60-е годы прошлого века было несколько «главных» писателей, потом писатели второго ряда и так далее. Пирамида было всегда, и в ней легко было ориентироваться. Были авторитеты, и молодому писателю надо было набраться смелости и свою рукопись отнести в издательство или главному писателю. В последние годы эта система сломалась. 

Нельзя утверждать, что иерархий совсем нет, их теперь много: для одной аудитории – одни авторитеты, для другой аудитории – другие. Говорят, что читатели не понимают, что им теперь читать.

На самом деле, такая ситуация всех нас подталкивает к большей ответственности: читатель должен дать себе труд выстроить для самого себя пирамиду предпочтений. Надо самому вникать и разбираться, почему одни автор – графоман, а другой – талантливый писатель. Новая информационная реальность предлагает нам и новую зону ответственности.

Писатели стали трубадурами?

Александр Снегирёв:

«Я бы не беспокоился за судьбу литературы, она никуда не денется. Гомер, например, ничего не писал, он напевал эту историю, которую мы знаем как Илиаду и которая обрела свою жизнь как канонический текст.

Сама по себе литература не исчезнет, бумажная книга будет всегда, она переходит из одного тела в другое. Просто бумажная книга перестала быть монополистом на донесение истории до человека, то же кино становится одним из проводников литературы к условным читателям.

Позиция, когда писатель является человеком, который не выбирается из своего внутреннего мира, теряет актуальность. Почему? Потому что благодаря наступлению цифровых технологий мы перенеслись в новое Средневековье или даже античность.

Мы, по сути, находимся здесь в качестве таких трубадуров, которые в свое время путешествовали по городам, пели свои песни на свои стихи. Вот в XIX веке писателю. не надо было никуда ездить, чтобы его книги читали, отсутствовала такая необходимость.

А в XXI веке писатель должен быть Гомером и Бояном, он должен рассказывать и продавать свое искусство. И это не связано с материальным моментом, а это связано с тем, что существует огромное количество развлечений, интеллектуальных искушений, которые человек видит перед собой. Чтобы быть интересными, мы должны представлять свои произведения лично».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах