Играет в куклы – станет «распетушьим»? Этнограф – о мифах о русском народе
Изабелла Шангина пишет о русских обычаях и традициях. / Айвар Валеев / АиФ
Изабелла Шангина – главный научный сотрудник отдела этнографии русского народа Российского этнографического музея, доктор исторических наук, профессор, автор книг «Многоликая Россия», «Русские праздники», «Русский традиционный костюм», «Русские девушки». В Челябинск она приехала как один из авторов уникальной выставки «Спишь хорошо, встаешь весело», посвященной детству и младенчеству в традиционной культуре русского крестьянства. Выставка всё ещё проходит в Государственном историческом музее Южного Урала. «АиФ-Челябинск» поговорил с ней.
Какой миф о крестьянстве самый вредный
Корреспондент «АиФ-Челябинск» Айвар ВАЛЕЕВ: Изабелла Иосифовна, есть нечто неизученное в традиционной культуре русского крестьянства?
Изабелла Шангина: Наверное, уже все объяснено. Хотя, может быть, довольно слабо изучены психологические особенности народа. Национальный характер. Традиционные представления, каким должен быть человек.
- Предположим, как русские относятся к мести. Надо мстить или не надо? Тебя ударили по правой щеке, нужно ли подставлять левую? Сострадание к людям – это христианская ценность. А как на самом деле? Да, одно дело что говорит церковь и проявляет сострадание какая-то часть людей. А как считает основная масса людей? Или вот терпение, например. Тоже христианская ценность. Говорят: русский народ очень терпелив. А как на самом деле? Такой ли уж он терпеливый? И когда, в какой момент прорывается нетерпение?
- Существует ли понятие счастье в традиционной культуре?
- Как-то вот именно это слово мне никогда не попадалось в записях XIX века. Когда этнографы расспрашивали: «Как вы живете?» крестьяне отвечали: «У нас все хорошо, достаток, здоровы, не голодаем, отношения с соседями нормальные». Наверное, это и воспринималось как счастье, вот так, прагматически.
- Какой миф о русском крестьянстве вы считаете самым вредным?
- «Да ну их, бездельники, не хотят работать». Неправда! В традиционной русской деревне лентяев было мало. Все в принципе были трудолюбивы. Это главная, основополагающая ценность русского крестьянина. Вполне естественная, потому что он работал на свою семью. Но даже когда бывший крестьянин стал заводским рабочим и трудился, скажем, у Демидова, он работал добросовестно. Иначе не получалось, ибо трудолюбие у него – в крови. Изменение отношения к труду произошло позже, уже в колхозе, где труд крестьянина стал обезличен…
Как накапливается плохая репутация
- Интересно, что в русской деревне существовал сильный институт репутации…
- Так как в деревне все жили тесно, знали друг друга, а вся родня проживала в диаметре 50 километров, то если человек вел себя «не так», у него возникала плохая репутация. Про него говорили: «Он ведет себя неправильно».
Модный приговор. Как изменился стиль одежды челябинцев за 100 лет | Фотогалерея
- Был, например, такой механизм. Вот начинаются молодежные гуляния. Все старшие, в основном женщины, имели право наблюдать за парнями и девушками. Те гуляют на площади, а эти сидят на скамеечках поодаль. И такой «надзор» мог быть довольно строгим. Никогда никого не одергивали. Но соседям могли сказать: «Ты за этого парня свою девку не отдавай. Он такой-сякой». Одна скажет, вторая и вот уже у человека накапливается плохая репутация.
«Пил - входил в сакральное состояние»
- Еще одна интересная и нечасто обсуждаемая в академической среде тема пьянства в деревнях. Неужели уж крестьяне не пили?
- Пили, но была система. В будние дни никто не пил. Это осуждалось общественным мнением. А в праздник можно напиться до упаду. Норма, если мужик пьяный валяется в канаве или жена его волочет на себе домой. Раз праздник – значит, гуляем. Так повелось со средних веков и продолжалось до начала ХХ столетия. Через питие крепких напитков, – а меды были до 60 градусов! – человек входил в некое сакральное состояние, в котором можно общаться с божествами. Праздники-то для божества устраивались. Целый год сдерживаемся, работаем, а уж в праздник разгуляемся, ух! И драки были, и все что угодно. Но жизнь была в общем стабильная.
Самое пьянство началось в 20-е годы прошлого столетия, когда привычный образ жизни рухнул. Кстати, еще ранее всплеск пьянства был в начале XVII века. Так называемое смутное время. Там тоже мир рухнул. Враги кругом, постоянные войны. Повальное пьянство вообще возникает в критические моменты жизни народа. Как только кризис заканчивается, все встает на свои места, люди начинают пить только по праздникам.
- В своих книгах и лекциях вы подчеркиваете, что воспитание детей носило четкий гендерный характер. То есть растили не просто взрослых, а мужчин и женщин…
- Да, это так…
- А если мальчику давать играть в куклы, продолжаете вы логику крестьянина, то будет он «распетушьим».
- Было такое словечко. Я его обнаружила в журнале «Живая старина», издававшемся с 1890 по 1916 годы Этнографическим отделением Императорского русского географического общества в Санкт-Петербурге.
- Извините, а оно как-то связано с известным термином, который в ходу у уголовников?
- Нет, с сексуальной стороной жизни это не было связано. Означало «ни то ни се – ни мужчина, ни женщина». Имелось в виду по характеру, по отношению к труду.
«Засиженное яйцо — всегда болтун»
- Что из прежних традиций, на ваш взгляд, нужно сохранить обязательно?
- Старые традиции трудно применять к современности. Но, думаю, традиционные семейные отношения нужно сохранять.
– А в отношении воспитания детей?
– Ребенка надо любить, не огорчать его и не бить. Стараться к нему быть поближе. Все-таки, я думаю, необходимо нянькать его на руках, пока он младенец. В деревнях в первые годы после младенчества, примерно до пяти-семи лет, ребенку давали полную свободу. Считалось, что если ему уделять слишком много внимания в этом возрасте, то он вырастет никчемным человеком. Русская пословица говорит: «Засиженное яйцо — всегда болтун». Дети могли делать все, что захотят, — капризничать, кричать, громко требовать что-то у матери и отца. Родители редко наказывали маленьких детей. Крестьяне считали, что наказание сделает ребенка боязливым. Кроме того, оно не имеет никакого смысла: не поймет. Пусть он будет как стригунок на воле («стригунок» – годовалый жеребенок, в этом возрасте ему подстригают гриву, - прим. ред.). Думаю, такой взгляд на ребенка вполне актуален. Не нужно заставлять его то на английский ходить, то на какое-то фигурное катание, то еще на что-то. Гораздо важнее любить ребенка, не ругать, не бить, по крайней мере, до семи до восьми лет…
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.