Изабелла Шангина – главный научный сотрудник отдела этнографии русского народа Российского этнографического музея, доктор исторических наук, профессор, автор книг «Многоликая Россия», «Русские праздники», «Русский традиционный костюм», «Русские девушки». В Челябинск она приехала как один из авторов уникальной выставки «Спишь хорошо, встаешь весело», посвященной детству и младенчеству в традиционной культуре русского крестьянства. Выставка всё ещё проходит в Государственном историческом музее Южного Урала. «АиФ-Челябинск» поговорил с ней.
Какой миф о крестьянстве самый вредный
Корреспондент «АиФ-Челябинск» Айвар ВАЛЕЕВ: Изабелла Иосифовна, есть нечто неизученное в традиционной культуре русского крестьянства?
Изабелла Шангина: Наверное, уже все объяснено. Хотя, может быть, довольно слабо изучены психологические особенности народа. Национальный характер. Традиционные представления, каким должен быть человек.
- Что имеется в виду?
- Предположим, как русские относятся к мести. Надо мстить или не надо? Тебя ударили по правой щеке, нужно ли подставлять левую? Сострадание к людям – это христианская ценность. А как на самом деле? Да, одно дело что говорит церковь и проявляет сострадание какая-то часть людей. А как считает основная масса людей? Или вот терпение, например. Тоже христианская ценность. Говорят: русский народ очень терпелив. А как на самом деле? Такой ли уж он терпеливый? И когда, в какой момент прорывается нетерпение?
- Существует ли понятие счастье в традиционной культуре?
- Как-то вот именно это слово мне никогда не попадалось в записях XIX века. Когда этнографы расспрашивали: «Как вы живете?» крестьяне отвечали: «У нас все хорошо, достаток, здоровы, не голодаем, отношения с соседями нормальные». Наверное, это и воспринималось как счастье, вот так, прагматически.
- Какой миф о русском крестьянстве вы считаете самым вредным?
- «Да ну их, бездельники, не хотят работать». Неправда! В традиционной русской деревне лентяев было мало. Все в принципе были трудолюбивы. Это главная, основополагающая ценность русского крестьянина. Вполне естественная, потому что он работал на свою семью. Но даже когда бывший крестьянин стал заводским рабочим и трудился, скажем, у Демидова, он работал добросовестно. Иначе не получалось, ибо трудолюбие у него – в крови. Изменение отношения к труду произошло позже, уже в колхозе, где труд крестьянина стал обезличен…
Как накапливается плохая репутация
- Интересно, что в русской деревне существовал сильный институт репутации…
- Так как в деревне все жили тесно, знали друг друга, а вся родня проживала в диаметре 50 километров, то если человек вел себя «не так», у него возникала плохая репутация. Про него говорили: «Он ведет себя неправильно».
Модный приговор. Как изменился стиль одежды челябинцев за 100 лет | Фотогалерея
Модный приговор. Как изменился стиль одежды челябинцев за 100 лет | Фотогалерея
- Расскажите, как это действовало?
- Был, например, такой механизм. Вот начинаются молодежные гуляния. Все старшие, в основном женщины, имели право наблюдать за парнями и девушками. Те гуляют на площади, а эти сидят на скамеечках поодаль. И такой «надзор» мог быть довольно строгим. Никогда никого не одергивали. Но соседям могли сказать: «Ты за этого парня свою девку не отдавай. Он такой-сякой». Одна скажет, вторая и вот уже у человека накапливается плохая репутация.
«Пил - входил в сакральное состояние»
- Еще одна интересная и нечасто обсуждаемая в академической среде тема пьянства в деревнях. Неужели уж крестьяне не пили?
- Пили, но была система. В будние дни никто не пил. Это осуждалось общественным мнением. А в праздник можно напиться до упаду. Норма, если мужик пьяный валяется в канаве или жена его волочет на себе домой. Раз праздник – значит, гуляем. Так повелось со средних веков и продолжалось до начала ХХ столетия. Через питие крепких напитков, – а меды были до 60 градусов! – человек входил в некое сакральное состояние, в котором можно общаться с божествами. Праздники-то для божества устраивались. Целый год сдерживаемся, работаем, а уж в праздник разгуляемся, ух! И драки были, и все что угодно. Но жизнь была в общем стабильная.
Самое пьянство началось в 20-е годы прошлого столетия, когда привычный образ жизни рухнул. Кстати, еще ранее всплеск пьянства был в начале XVII века. Так называемое смутное время. Там тоже мир рухнул. Враги кругом, постоянные войны. Повальное пьянство вообще возникает в критические моменты жизни народа. Как только кризис заканчивается, все встает на свои места, люди начинают пить только по праздникам.
Ни то ни се – ни мужчина, ни женщина
- В своих книгах и лекциях вы подчеркиваете, что воспитание детей носило четкий гендерный характер. То есть растили не просто взрослых, а мужчин и женщин…
- Да, это так…
- А если мальчику давать играть в куклы, продолжаете вы логику крестьянина, то будет он «распетушьим».
- Было такое словечко. Я его обнаружила в журнале «Живая старина», издававшемся с 1890 по 1916 годы Этнографическим отделением Императорского русского географического общества в Санкт-Петербурге.
- Извините, а оно как-то связано с известным термином, который в ходу у уголовников?
- Нет, с сексуальной стороной жизни это не было связано. Означало «ни то ни се – ни мужчина, ни женщина». Имелось в виду по характеру, по отношению к труду.
«Засиженное яйцо — всегда болтун»
- Что из прежних традиций, на ваш взгляд, нужно сохранить обязательно?
- Старые традиции трудно применять к современности. Но, думаю, традиционные семейные отношения нужно сохранять.
– А в отношении воспитания детей?
– Ребенка надо любить, не огорчать его и не бить. Стараться к нему быть поближе. Все-таки, я думаю, необходимо нянькать его на руках, пока он младенец. В деревнях в первые годы после младенчества, примерно до пяти-семи лет, ребенку давали полную свободу. Считалось, что если ему уделять слишком много внимания в этом возрасте, то он вырастет никчемным человеком. Русская пословица говорит: «Засиженное яйцо — всегда болтун». Дети могли делать все, что захотят, — капризничать, кричать, громко требовать что-то у матери и отца. Родители редко наказывали маленьких детей. Крестьяне считали, что наказание сделает ребенка боязливым. Кроме того, оно не имеет никакого смысла: не поймет. Пусть он будет как стригунок на воле («стригунок» – годовалый жеребенок, в этом возрасте ему подстригают гриву, - прим. ред.). Думаю, такой взгляд на ребенка вполне актуален. Не нужно заставлять его то на английский ходить, то на какое-то фигурное катание, то еще на что-то. Гораздо важнее любить ребенка, не ругать, не бить, по крайней мере, до семи до восьми лет…