Кажется, года не проходит, чтобы в Челябинске не вспыхнул очередной конфликт из-за застройки и вырубки деревьев. Между тем есть пример, когда удалось и деревья сохранить, и интересный проект воплотить.
Автор этого проекта - архитектор Павел Крутолапов. По его убеждению, многие застройщики просто лукавят, когда говорят о необходимости вырубок, а в целом изменить ситуацию в Челябинске к лучшему может архитектурный совет с самыми широкими полномочиями.
Ни одно дерево не пострадало
Кореспондент "АиФ-Челябинск" Эльдар Гизатуллин: - Один из ваших проектов - строение посреди сквера на Северо-Западе. Жители в своё время активно протестовали против застройки, но в итоге здание ухитрились втиснуть между деревьями.
Павел Крутолапов: - По проекту на первом этапе строительства мы должны были вырубить четыре дерева, а высадить 30. Но в итоге не вырубили ни одного дерева. По благоустройству вообще провели огромную работу - теперь там настоящий сквер с клумбами, дорожками, новыми посадками.
Но, к сожалению, есть много обратных примеров. Поэтому мы не удивлялись тому, что изначально нет кредита доверия. Люди сейчас никому не верят. Но сейчас все видят, как бережно мы отнеслись к скверу. Вторая очередь подразумевает строительство кафе и дальнейшее обустройство сквера, который должен стать настоящим местом притяжения всего района. Таких точек мало на Северо-Западе. А в построенном здании, кстати, разместился центр ландшафтного дизайна, так что бережное отношение к растительности при его создании оправдано вдвойне.
- Почему же не все следуют подобной практике? Это слишком дорого?
- Есть два варианта. Или компенсационная высадка, когда за каждое вырубленное дерево надо высадить три (и это, по моему мнению, прекрасный инструмент). Или же компенсационная выплата, когда за каждое вырубленное дерево платишь деньги (и немалые, ведь дерево на самом деле стоит дорого), а город потом где-то посадит новое. Вы видели эти посадки? Я нет. Есть что-то на Университетской набережной, но там маломерки, а если судить по выплаченным деньгам, там должен быть настоящий лес! Так что компенсационные высадки гораздо лучше - легче отследить, да и инвестор может разнообразить видовой состав. Например, больше посадить вечнозелёных деревьев, которых в Челябинске мало.
- Некоторые застройщики в ответ на критику говорят, что возводить здания, не вырубая деревья, крайне сложно, а если, мол, кому-то нужна природа, пусть отправляются в парк или за город.
- Могу ответить так: если очень сложно, то не стройте! Бетон зимой лить тоже сложно, однако же его льют. А если деревья мешают, то стройте в пустыне, где никакой растительности нет. Понимаете, должны быть чёткие взаимоотношения застройщика и городской администрации. Если есть какие-то лазейки, вода всегда найдёт свой путь. А если правила строгие и ясные, город будет зелёный. Москва же смогла создать такие условия, и в итоге появился парк Зарядье - один из лучших проектов в мире. А ведь место очень дорогое, в центре столицы - могли бы воткнуть там какой-нибудь офис-центр или торгово-развлекательный комплекс. Но выбрали другой, современный подход.
Зачем гулять в клетке?
- Когда достроили главное здание ЮУрГУ, город от этого только выиграл. А есть ли другие объекты, которые можно и нужно достроить?
- Действительно, у нас есть здания, которые «урезали» когда-то, и достроить их можно, фундаменты позволяют. Но к этому надо подходить с умом. Нормативы изменились, и не везде достройка имеет смысл. Я бы сказал, что это не первоочередная задача.
Например, надо решать проблему пустырей в центре Челябинска, в самых людных местах. Ввести наконец дизайн-код, который позволит избавиться от назойливой рекламы. Один из основных вопросов - создание максимально комфортных условий для пешеходов. Потому что именно пешеход приносит больше всего денег. Вспомните эксперимент с Кировкой, на который решился тогдашний мэр Вячеслав Тарасов. Сколько было споров, а этот проект окупился за год. Каждый рубль принес 10 рублей! В такие места приходит бизнес, появляются новые рабочие места.
- Считаете, что нам не помешала бы ещё одна Кировка?
- Не ещё одна, а десять Кировок! И даже больше. Хорошо бы также объединить нынешнюю Кировку с другими пространствами, чтобы на пешеходной улице не гуляли, как в клетке, отрезанные от театра драмы, горсада имени Пушкина и набережной реки Миасс. Нужны кольцевые маршруты, чтобы люди не ехали, как сейчас, либо на Кировку, либо в горсад. А если включить в этот маршрут набережную, то мы объединим сразу три района - Советский, Центральный и Калининский.
- Это случайно или закономерно, что обустройство городской среды в Челябинске берут на себя общественники? Они уже не верят в возможности мэрии и профессионалов?
- Нельзя впадать в крайность: дескать, правы только общественники или только чиновники. Необходим диалог. Его пока нет, и в итоге мы видим, что за десять лет Челябинск пришёл в ужасное состояние. Стоит взглянуть хотя на скопление проводов, висящих над Кировкой!
Должны быть люди, которые не погрязли в бюджетах и согласованиях, которые указывают на ошибки в проектировании. Но должны быть и чиновники, специалисты, которые идеи закрепляют в проектах. У нас есть прекрасные архитекторы, инженеры, есть отличный главный архитектор, но беда в том, что у него нет полномочий.
- Это только наша или общая беда?
- Ситуация лучше почти во всех городах-миллионниках за исключением, возможно, Самары. Ближайший сосед Екатеринбург уже на недосягаемом для нас уровне. А ведь тоже промышленный город, но там вовремя встали на другие рельсы - привлекли инвестиции, людей. Сейчас именно IT-компании богаче, чем какие-либо другие, и они могут размещаться в любом городе - им не нужны какие-либо ресурсы, кроме человеческих. А что выбирают специалисты? Комфортную городскую среду, хорошую экологию, чтобы было где погулять и отдохнуть, что означает социальные связи, а значит, и безопасность. Поэтому города сейчас борются за человеческий капитал, а не за дотации из Москвы.
Пока на перепутье
- Если же говорить о новых объектах, то почему у нас появляется так мало знаковых объектов? Не только в Челябинске, но и в других городах.
- Когда застройщик возводит дом в Москве, у него цена будет в пять раз выше, чем в Челябинске, хотя стоимость стройматериалов примерно одинаковая. В итоге он может больше средств направить на оригинальные проекты, благоустройство. С другой стороны, и в Челябинске никто не мешает воплощать оригинальные проекты, и мы знаем компании, которые так делают. В нормативной документации никаких препятствий для этого нет. Но нужно, чтобы заработали инструменты планирования территории.
- Челябинск уже упустил свой шанс к изменениям или ещё нет?
- Мы на перепутье. У Челябинска есть как немалые проблемы, так и шанс на изменения к лучшему. Я всё-таки оптимист. Помните, лет двадцать назад говорили, что деревня вымирает и этот процесс уже не остановить? А что происходит сейчас? Люди благодаря развитию новых технологий всё меньше привязаны к конкретному предприятию. Индустриализация ведь уже пройденный этап. Специалисты говорят, что в ближайшем будущем не менее 35% работоспособного населения будут фрилансерами - они могут жить где угодно. И сейчас мы видим, что многие оставляют квартиры в городе и строят дома в сельской местности - их работе это не мешает.
- А что же должно произойти в Челябинске, чтобы здесь появилась комфортная городская среда, возникли интересные проекты?
- Можно воспользоваться опытом столицы. В Москве есть архитектурный совет, который принимает решение по значимым объектам. А у нас как? Мало кто знает. Процесс должен быть прозрачный. Можно привлекать специалистов из других регионов и даже из-за рубежа - благодаря Интернету проблем со связью нет. Так что нам тоже нужен архитектурный совет с широкими полномочиями.