В Челябинске разгорелись споры о необходимости расширения улицы Худякова. Дорога в четыре полосы утром и вечером встает в пробках. Авторы инициативы считают: если добавить еще по одной полосе в каждую сторону, то проблема будет решена. Но с этим согласны не все.
У кого спросили?
Тему подняла Общественная палата Челябинской области. 14 апреля общественники посвятили вопросу расширения улицы Худякова расширенное заседание.
«Ежедневно тысячи горожан попадают в многокилометровый затор на улице Худякова, опаздывают в школы и детские сады, на работу. Все видят проблему, но никто не спешит ее решать. Дальше это продолжаться не может. Последние годы активно застраиваются новые микрорайоны на Северо-западе и в западном направлении, развиваются пригородные поселки. Все понимают, что с каждым днем автомобильный трафик растет, и к каким последствиям это может привести, если не начать принимать меры уже сегодня. Поэтому мы инициировали проведение социологического исследования, которое подтолкнет органы власти к действиям», – подчеркнул председатель Общественной палаты региона Николай Дейнеко.
Опрос проводил исследовательский центр маркетинга и Социологии «МарС». Было опрошено 400 человек, проживающих в микрорайонах «Вишневая горка», «Залесье», «Белый хутор», «Привилегия» и 400 респондентов из «Ньютона» и «Тополиной аллеи». Один кластер попадает на Худякова через Университетскую Набережную, второй - через Шершневскую плотину.
«Это минимальная выборка, - признает директор «МарСа» Иван Полукаров. - Однако при правильной разбивке по полу и возрасту она даст объективную картину пожеланий горожан, которые ежедневно проезжают по улице Худякова. Наш опрос максимально прозрачен, так как на социологической платформе можно прослушать аудио-ответы респондентов».
Вопрос был сформулирован следующим образом: «Существует проект расширения улицы Худякова через городской бор между плотиной и улицей Лесопарковой по одной полосе в каждую сторону для решения проблемы пробок. Для его реализации потребуется вырубка 22 деревьев. Как вы относитесь к такому решению проблемы пробок?» 59% респондентов поддержали проект при условии компенсационных высадок; 17,3% - поддержали даже без высадок; 21,8% респондентов высказались против.
На вопрос корреспондента «АиФ-Челябинск», почему опрос, касающийся изменения ландшафта городского бора, проводился лишь в нескольких микрорайонах, Николай Дейнеко ответил: «Из этих микрорайонов к нам поступало больше всего обращений от граждан».
Нагрузка будет расти
Вызывает вопросы тот факт, что в опросе, по сути, утверждается тезис «расширение дороги решит проблему пробок». Между тем, в декабре 2021 года заместитель начальника управления по архитектурно-градостроительному проектированию Челябинска Ольга Никитина, отвечая на вопрос корреспондента 74.ru о возможности расширения проезжей части улицы Худякова, сказала следующее: «Наверное, у вас тоже много знакомых, которые приезжают в Челябинск и говорят, какие у нас широкие дороги. Но мы-то прекрасно знаем, что расширение дорог не является решением вопроса пропускной способности. Как ты настроишь свою улично-дорожную сеть, так она и поедет».
«По схеме территориального планирования за пределами Челябинска будет развернуто строительство, и население загородных поселков составит около 400 тысяч человек, в то время как сегодня там проживает около 50 тысяч», - прогнозирует председатель комиссии Общественной палаты по социальной политике Вячеслав Скворцов. Получается, что проезжую часть планируют расширить в полтора раза, а нагрузка на дорогу может возрасти в 3-4 раза.
На вопрос корреспондента «АиФ-Челябинск», был ли сделан прогноз пропускной способности улицы Худякова после расширения, Николай Дейнеко ответил: «Это должны делать специалисты, но точно не общественники».
Нужны автобусы?
После заседания ОПЧО общественная организация «АнтиСмог» и факультет экологии ЧелГУ провели научно-исследовательскую работу по определению пропускной способности улицы Худякова на участке от Лесопарковой до плотины и произвели расчеты концентрации выбросов вредных веществ от автомобилей.
«Мониторинговая группа производила подсчет количества транспортных средств. 19 апреля в вечерний «час пик» по улице проехало за один час 3 272 автомобиля. 20 апреля в утренний «час пик» проехало 2 988 автомобилей за час. Проведенные расчеты показали, что за один час при движении 3272 автомобилей только концентрация СО, даже при самых минимальных показателях в формуле расчета, составила 391,74 мг/м3, т.е. в 78,3 раза выше допустимых концентраций в атмосферном воздухе населенных пунктов. При проезде за час 2988 автомобилей концентрация СО составила 358,14 мг/м3 или 71,6 ПДК. Данные нашего мониторинга показали, что средняя скорость автомобиля в пробке в утренние и вечерние часы пик не превышают 10-15 км в час. Пропускная способность автодороги ул. Худякова, от Лесопарковой до плотины очень низкая. Образуются заторы, водители транспортных средств вынуждены передвигаться рывками, постоянно останавливаясь и трогаясь, при такой езде количество автомобильных выбросов увеличивается в десятки раз. Отсутствие ветра позволяет накапливаться опасным веществам в приземном слое. Такая ситуация однозначно оказывает негативное воздействие на растительность городского бора и здоровье человека. Нахожу абсолютно разумным и своевременным расширение автомобильной дороги», - рассказал исполнительный директор ЧРЭОО «АнтиСмог» Евгений Маленкин.
«Результаты загрязнения посчитали на основании формул, а не проводили замеры на оборудовании. Видимо, настоящие замеры могут отличатся от результатов из формул. Пробка на Худякова, как точно подметил «АнтиСмог», только утром и вечером, в остальное время любой житель города знает, что эта улица одна из самых быстрых магистралей, объединяющих центр и Северо-запад. Поэтому именно в утренние и вечерние часы надо выделить полосу для общественного транспорта, - говорит активист Григорий Шевченко. - Ведь, как подсчитали сами студенты, за час проезжает 3272 автомобиля, а это значит, что пропускная способность примерно 3500 человек в час (каждый автолюбитель утром видит, что в машинах редко больше одного человека). А вот провозная способность автобусов без выделенной полосы - 4500 человек в час. При создании выделенной полосы этот показатель увеличивается до 11 000 человек в час. Забавно, что можно было не считать все это заново: в книге «100 советов мэру», которая есть у Натальи Котовой, приведены все расчеты: одна полоса - 1500 автомобилистов в час. Расширение улицы Худякова приведет к тому, что автомобили с Комсомольского проспекта и проспекта Победы направятся туда, и пробка станет ещё загазованней».
Мнения:
Директор общественной организации «Экологический Консалтинг» Владимир Казанцев:
- Первое строительство (расширение) улицы было выполнено в 2011-2012 годах. После расширения дороги бор стал более подвержен антропогенной нагрузке и стал активно умирать. Никто ничего не компенсировал и ни одного дерева не было высажено. Такая же история нас ожидает сейчас.
Кроме того, лес – это не набор деревьев, это экосистема, которую законодатель считает основой безопасности человеческой жизни. Вопрос не в деревьях – вопрос в том, что даст это расширение дороги. Дорогу на теле плотины не расширить, равно как и участок улицы Худякова напротив магазина «Калибр».
Депутат совета депутатов Кременкульского сельского поселения Дмитрий Кратвольд:
- Отмечу, что после начала транспортной реформы в 2022 году общественный транспорт из Сосновского района стал ходить намного хуже. Поэтому люди и добираются на работу на личном транспорте, что снижает пропускную способность улицы. Повысить ее могла бы замена двух светофорных объектов (рядом с обкомовскими дачами и бывшим профилакторием «Солнечный») на надземные пешеходные переходы.