Примерное время чтения: 5 минут
1720

«Отдых строгого режима». Надо ли заставлять детей заниматься на каникулах?

На дворе лето, все экзамены позади, и школьники наконец-то вздохнули с облегчением. Впереди целых три месяца свободы, которые можно потратить на любимые увлечения. Для кого-то это велосипед, для других — компьютерные игры. Но не тут-то было. Учителя на прощание выдали ребятне длинный список литературы, заверив, что следующий учебный год будет намного сложнее. И родители как будто сговорились, поднимая по привычке спозаранку.

Режим нарушать нельзя

Как же правильно поступить в такой ситуации? Одни родители, жалея своих чад, отпускают их в свободное плавание, другие, наоборот, — не дают школьнику почувствовать себя беззаботным даже во время каникул. Педагог-психолог реабилитационного отделения Челябинского областного центра диагностики и консультирования Ирина Чиркова уверена, что к концу учебного года дети оказываются измождёнными как физически, так и психоэмоционально. Поэтому дальнейшие занятия в том же режиме могут пагубно отразиться на их здоровье. Однако и разрешать бездельничать круглые сутки нельзя.

«Родители должны научиться правильно чередовать режим труда и отдыха. При этом труд не предусматривает ежедневную зубрёжку. Во время летних каникул нужно переключить ребёнка на другой вид деятельности, — рассказала корреспонденту «АиФ-Челябинск» Чиркова. — Например, отправить в трудовой или спортивный лагерь, записать в секцию или возложить новые обязанности по дому и саду. Всё это нужно, чтобы школьник не выпадал из ритма».

Что касается летнего списка литературы, то взрослым следует научить ребёнка рассматривает чтение не как наказание, а как новый вид досуга, к примеру, во время того же отдыха на море. И вообще три месяца лета — это время, за которое родители должны наверстать то, что не успели дать своему чаду во время напряженного учебного года. Каникулы — отличный повод для совместного времяпрепровождения.

Родители должны привить детям привычку к труду и учёбе. Фото: www.russianlook.com

Гении не знают выходных

Щадящий режим психологов ставят под сомнение учителя физико-математического лицея №31 Челябинска, выпускники которого одними из лучших в регионе сдают экзамены, а затем поступают в самые престижные вузы страны.

«Трёх месяцев слишком много для того, чтобы отдыхать. Если на протяжении этого времени мозг выключен, то потом он может больше не включится, — заявил корреспонденту «АиФ-Челябинск» заместитель директора 31-го лицея по научно-методической работе Максим Карманов. — Так, например, в Москве уже активно продвигают идею о сокращении летних каникул в пользу более равномерного распределения отдыха учеников».

По словам Карманова, секрет их школьников, занимающих призовые места на международных олимпиадах, заключается в том, что они по два летних месяца проводят в образовательных лагерях, где самые квалифицированные педагоги дают им знания, выходящие за рамки школьной программы. При этом в 31-м лицее всё-таки признают, что три-четыре недели дети могут провести на море или в деревне без штудирования учебников. Остальное же время каникул школьник, мечтающий о пятёрках, всё-таки должен посвятить регулярным занятиям.

«Самостоятельно начинать изучать программу следующего учебного года вредно, так как без контроля учителя могут сложиться неверные логические цепочки. Поэтому во время летних каникул детям лучше отрабатывать пройденный материал или двигаться в бок от школьной программы, — говорит Карманов. — Например, если в школе дети изучали законы механики, то теперь можно применить знания на практике, собрав какое-либо устройство. В целом, формы работы могут быть разнообразными, в том числе и игровые».

Яблоко от яблони

По мнению же психолога, не все дети готовы выдержать такую нагрузку, поэтому подходить к вопросу занятости ребёнка на каникулах нужно, прежде всего, исходя из его индивидуальных особенностей. Чиркова уверена, что восполнить пробелы в школьной программе ребенок вполне может за август. Но даже в последний месяц занятия не должны занимать всё свободное время дитя.

«Допускать того, чтобы дети совсем ничего не делали во время каникул также нельзя. Неорганизованность и расслабленность, в конце концов, приводит к тупости, — отмечает челябинский психолог. — Чтобы организовать ребёнка, родители, во-первых, должны быть собранны сами. Во-вторых, им следует пересмотреть свою систему воспитания. Поведенческая терапия запретов и поощрений до сих пор считается самой эффективной».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах