Чем полезно общение обычных детей с теми, у которых есть особенности развития? Создаются ли в Челябинской области условия для этого общения? Накануне Дня защиты детей в пресс-центре «АиФ-Челябинск» эксперты обсудили ресурсные классы и развитию инклюзивного образования.
Зачем нужны ресурсные классы?
Закон об инклюзивном образовании подписан в нашей стране еще в 2012 году. Это значит, что каждый ребенок, независимо от особенностей развития, может учиться в общеобразовательной школе. 1 сентября 2019 года в Челябинске открылся первый ресурсный класс. Сегодня их уже восемь.
«Это классы в школах № 109, 106, 36 и спортивной школе-интернате, а также классы в Магнитогорске, Миассе, Южноуральске и в Симе, — перечислила начальник службы инклюзивного образования Министерства образования и науки Челябинской области Марина Меркулова. — Нам удалось внести изменения в госпрограмму развития образования Челябинской области. Тем самым у нас появились основания для выплаты субвенций тем образовательным учреждениям, где есть ресурсные классы, для оплаты труда педагогов. Минобрнауки региона разработало дорожную карту по созданию 20 ресурсных классов. Сроки ее реализации — 2021-2024 годы. Ежегодно проводится конкурсный отбор среди общеобразовательных организаций. В этом году новые ресурсные классы откроются в Бакале и в Еманжелинске».
Ресурсные классы появились в нашей стране более 10 лет назад и сегодня работают в 40 регионах. В таком классе от 4 до 8 детей, на каждого ребёнка приходится по одному тьютору — специалисту с высшим образованием и специализацией в области прикладного анализа поведения. Для каждого особенного ребёнка пишется индивидуальная образовательная программа. Большая часть этой программы — индивидуальная работа с детьми. Выходы в регулярные классы ежедневны, но длительность их поначалу всего 5-10 минут: процесс адаптации — практически ювелирная работа.
«В обычной жизни очень часто особенных детей и их родителей стараются обходить стороной, не всегда понимают и не знают, что с ними просто подружиться. Ресурсный класс — эффективная модель инклюзивного образования, когда особенный ребёнок может учиться вместе с обычными детьми, — рассказала руководитель Челябинской областной общественной организации помощи детям „Открытое сердце“ Елизавета Кириллова. — Ресурсные технологии дают возможность особенному ребёнку чувствовать себя комфортно среди обычных детей. Ресурсный класс — это помещение на территории школы, которое делится на несколько зон. В одной зоне ребята занимаются индивидуально. Им нужно время, чтобы адаптироваться к школьным процессам, к большому количеству новых педагогов, к шумным переменам. Во второй зоне ребят готовят к выходу в регулярные классы. Цель общения с другими детьми — формирование дружеских отношений, которые могут стать поддержкой особого на всю дальнейшую жизнь. В ресурсных классах есть также зона сенсорной разгрузки, благодаря этому ребята могут отдыхать».
Когда сглаживается разница
Своим опытом по созданию ресурсного класса поделился директор МБОУ «Школа-интернат спортивного профиля г. Челябинска» Александр Галкин. Сегодня в школе учатся четыре особенных ребёнка.
«Первые сложности нас появились только тогда, когда нужно было приводить детей из ресурсных классов в регулярные, — признался он. — Но „сложности“ сказано слишком громко: мы больше переживали, ребята стали прекрасно общаться между собой. Сейчас вокруг этих четырёх детей работает вся школа. Два ребенка уже участвуют в групповых занятиях по плаванию, два пока занимаются индивидуально. По сравнению с предыдущими годами в этом много выездных мероприятий. И ребята из ресурсных классов выезжают вместе с учениками регулярных. Мы с удивлением заметили: разница сглаживается. Представьте, мы иногда даже путаем, где у нас ресурсные, а где регулярные классы!»
Он подчеркнул, что финансовой выгоды от создания ресурсных классов школа не получает, зато как педагоги, так и дети ежедневно получают позитивный опыт и огромную пользу.
Мама особенного ребёнка из Снежинска Юлия Кудрина год назад переехала с сыном в Челябинск, чтобы он мог пойти в школу и обучаться в ресурсном классе. При этом её супруг остался работать в Снежинске. Теперь семья живёт на два города.
«На то, чтобы принять наш новый образ жизни, жизнь на два города, у меня ушло много сил и терпения, — поделилась Юлия. — Мы решили, что должны преодолеть такое испытание, чтобы у нашего сына была возможность получить хорошее образование, а главное — научиться жить по правилам общества. Мы никогда не получим полноценного включения особенного ребёнка в общество, если он будет изолирован, или если эти соприкосновения с обычным обществом будут точечными. Я счастлива, что мой Илья сейчас учится в кругу сверстников, которые принимают его таким, какой он есть, которые рады ему, а он рад им. Он с радостью бежит в школу».
«Думаете, в Снежинске не нужны ресурсные классы? Нужны. И есть родители, готовые работать, включаться в развитие инклюзии. Но, видимо, пока всё равно чего-то не хватает... Это печально: мы должны на местах создавать любому ребёнку максимальные условия для социализации! — рассуждает уполномоченный по правам ребёнка в Челябинской области Евгения Майорова. — Дети с аутистическим спектром — это не единственная категория детей, нуждающихся в особых образовательных условиях. Каждый ребёнок имеет право на образование, и каждый ребенок особенный! Дорожные карты — это вообще подвиг, лично у меня были сомнения, что он свершится. Во многом это случилось благодаря губернатору и вице-губернатору. Но без участия и стопроцентного включения родителей ни в ресурсных классах, ни в регулярных классах успеха у детей не будет. Ресурсный класс не открыть без нормальной адекватной подготовки родителей, без их желания работать вместе, без их уважения и признания педагога».
«Когда моя дочь познакомилась в свои семь лет с Ильёй и с другими особенными детьми, она даже не поняла, что это особенные дети, ей казалось, что они обычные, — рассказала мама ученицы регулярного класса из школы-интерната спортивного профиля Венера Форинова. — Теперь, видя на улице детей с РАС, она не пугается, она к ним относится очень открыто и очень дружелюбно. Здесь чрезвычайно важно воспитание семьи, отношение, принятие».
«Действительно очень важно, когда родители включены в образовательный процесс, — подчеркнула Елизавета Кириллова. — У Всероссийской организации родителей детей-инвалидов есть очень хороший девиз: „Ничего для нас без нас“. Не надо ожидать чудес, надо делать эти чудеса вместе с педагогами. Мы стараемся говорить о том, что все дети равны в своих возможностях и хотелось бы, чтобы доброжелательное отношение было основой наших инклюзивных проектов».