170

Челябинский филолог: «ЕГЭ должны сдавать не только дети, но и взрослые»

АиФ-Челябинск №51 17/12/2014

Духовенство, учёные, педагоги, представители власти рассуждали о роли православия в истории страны, о том, какое место вера занимает в жизни современных россиян и как нам сохранить себя в условиях тотальной глобализации.

Мы беседуем с участником чтений, кандидатом филологических наук Еленой СЕМЁНОВОЙ, которая утверждает: кризис в русском языке приведёт к потере национальной идентичности России.

96 ошибок на один диктант

- Елена Васильевна, дела так плохи, что впору спасать русский язык?

- Что творится сейчас с русским языком, я вижу, когда читаю этот предмет на первом курсе и сталкиваюсь со вчерашними старшеклассниками. В течение последних десяти лет я специально не меняю проверочный диктант, у меня пишут его все. И если лет десять назад максимальное количество ошибок в нём было 8, то сейчас 96. Один и тот же диктант. Русский язык в конце XX века занимал прочное второе место в мире по распространённости. Только английский и русский использовали в фундаментальной науке, военных технологиях. Все открытия были сделаны только на английском и русском. А сейчас вообще под вопросом, останемся ли мы в десятке ведущих языков мира. Сфера применения русского языка постоянно сокращается. Не только за рубежом, но и внутри страны.

- Разве у русского языка есть конкуренты внутри страны?

- Русский язык перестал быть единственным государственным языком, он один из многих. Статья 68 Конституции РФ признаёт право республик наряду с русским устанавливать свои государственные языки. Этим правом воспользовались 19 субъектов. Их изучение проходит за счёт русского языка: количество часов в средней школе сокращено вдвое. А ведь русский язык не стал ни проще, ни легче. И это отражается в современных учебниках, которые тоже не стали ни проще, ни легче. Даже профессиональные филологи, которые закончили вузы лет двадцать назад, не сдадут сейчас государственную итоговую аттестацию за 9-й класс.

В Париже только французский

- То есть фундаментальная проблема в том, что сокращено количество уроков в школе?

- Это всего лишь следствие того, что русский язык у нас сейчас один среди прочих. Когда я разговариваю с соотечественниками, у меня иногда возникает ощущение, что для них русский язык - не очень нужный довесок к английскому. Нельзя недооценивать влияние английского языка. Вы посмотрите, невозможно проехать по городу: на каждом углу иностранные надписи. Наш язык перегружен неимоверным количеством заимствований. Эта англомания проникает уже в сам грамматический строй. Обратите внимание, у нас перестали склоняться заимствованные и собственные имена: «Покупайте с «Проспект» или «Мама пришла к врачу вместе с Фатима». Под это правило даже стали попадать собственные имена русского происхождения: «Битва под Бородино» (а не под Бородином). Эти нормы, кстати, есть в некоторых современных учебных комплексах.

Наши депутаты, истеблишмент, наперегонки демонстрируют свободное владение английским. Телеведущие говорят на английском языке, сами себя переводя. Вот эта агрессивная демонстрация привела к тому, что в Российской Федерации считается, что английский язык, конечно, язык номер один, а русский - это что-то прилагаемое.

Думаю, единственный способ изменить ситуацию - поступить как французы. Они не ведут душеспасительных разговоров, просто законодательно запретили внешнюю рекламу не на французском языке. Ты можешь себе вывеску сделать на китайском, но только если ты китаец и на законных основаниях тут работаешь. Это надо доказывать, а иначе с какой стати ты во французском городе пишешь не по-французски? Французы знают цену своему языку, и именно государство с уважением относится к нему.

У нас беда даже не в правительстве, а в том, что самим русским людям нужно проявлять большую настойчивость, большее самоуважение. Сейчас после Крыма как-то встрепенулась страна, нам всем надоело унизительное состояние региональной державы, в котором мы были. Если это осознание коснётся русского языка, тогда, наверное, ситуация может измениться.

Народ и урод

- Вас не коробит, когда «люди из телевизора» - светские львы и львицы, попса, юмористы пренебрежительно относятся не только к русскому языку, но и к самому укладу нашей жизни? Наши «звёзды» даже размножаться в России перестали - исключительно в Америку ездят рожать. Отдыхать в своей стране просто позорно. Без недвижимости за рубежом ты вообще редкостный неудачник. Ну и так далее по списку.

- Герой нашего времени - это новый русский. Главное слово - «новый». Это такой русский, который хочет быть похожим на европейца, на американца, который не возвращается в лоно своей родной культуры, а отрывается от неё. Для них главное - престижность, английский язык, всё это «западенство». Но не все граждане Российской Федерации - новые русские. Остались и «старые». И у них по-прежнему сохранилось мироощущение, про которое Белинский говорил: «Русская манера понимать вещи».

Есть у меня любимая словарная работа, я её услышала на курсах в Москве от старого профессора, который учился ещё в царской гимназии. Он говорит: «Смотрите, такие слова как родник, родители, родня, рождество, имеют древний корень «род». И интегрирующее понятие ко всем этим словам - «родина». Что получается, если мы к ним добавляем приставки? Приставка выделения, например: я хочу выделиться, выплыть, выпрыгнуть, отделиться от Родины - выродок. Приставка отделения: отплыть, отрезать, оторвать, отделиться - отродье. Приставка удаления: уплыть, убежать, уехать подальше, туда, где не так трудно жить, где бед и проблем поменьше, - урод. Мы никогда с ними не договоримся. Те, кто видит своё бытие только на Родине - это народ. И народ и урод по-разному смотрят на мир и на свои проблемы».

- Не могу не спросить: как вы относитесь к ЕГЭ? Наверное, всех учителей мучают этим вопросом?

- Единый государственный экзамен - это благо, просто он должен проходить не как «угадайка», нужны более эффективные способы проверки знаний. На мой взгляд, простой диктант был бы гораздо предпочтительнее, чем все нынешние тесты. И ещё самое важное: ЕГЭ должны сдавать не только дети, но и взрослые.

Начните с Пушкина

- Что вы можете сказать об отношении общества к профессии учителя? Что-то изменилось за последние двадцать лет? Если почитать новости из школ, складывается впечатление, что учителей не уважают ни родители, ни дети.

- В традиционной русской культуре профессия номер один - это земледелец, он всех кормит. А дальше идут священник и воин: они отдавали свою жизнь в борьбе со злом, чтобы мы уцелели. Один ведёт духовную брань, другой - брань на поле боя. Так вот, учитель - это какая-то мирская параллель священнику, это учитель жизни. Пока в нас хоть крупица останется этого русского, она заставит нас с уважением относиться к учительскому труду. Пока жива Россия, не думаю, что это изменится.

- Как привить ребёнку любовь к великому и могучему русскому языку? Опять Пушкину за всех отдуваться?

- Именно так. Пушкин - это русский человек в его нормальном выражении (кто-то из современных пушкинистов сказал). Если вы вообще хотите понять, что такое Россия, надо с Пушкина начинать. Пушкин дал русские ответы на все европейские вопросы. Русская классическая литература - то, что сейчас спасительно для наших детей. Это противоядие от всех ужасов. У меня впечатление, что наши дети идут по минному полю. Наркомания - бах! Алкоголизм! Спайс! Секты! На чём-нибудь да подорвётся. Пушкин и русская манера понимать вещи - это, конечно же, защита. Знаете почему? Потому что эти люди жили в России, любили Россию, понимали её и умели здесь жить. И выживать. И бороться. И устоять, несмотря на все ужасы, кошмары и беды. Эти люди победили.

Так вот, если ты хочешь, чтобы твой ребёнок уцелел, выдержал всё и победил - он должен воспользоваться их опытом. Их способы защиты самые эффективные для нас сейчас. И надо не умничать, а использовать то, что проверено временем.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах