Директор Центра Жанна Кулькова рассказала корреспонденту «АиФ-Челябинск», что работать с такими детьми совсем не страшно: «Их агрессия – это защитная реакция на угрозы со стороны родителей, сверстников, учителей и так далее. Здесь же они не чувствуют опасности и раскрываются».
Отцы и дети
Однако перевоспитать вчерашнего малолетнего хулигана всё-таки сложнее, чем взрослого. Во-первых, у детей ещё нет опыта потерь, травм, болезней, гибели близких. Поэтому они не хотят меняться и преодолевать асоциальное поведение. Зачем? Ведь родители их кормят, сверстники - боятся, а здоровье и молодость кажутся вечными.
«Самоубийства среди подростков распространены ещё и потому, что они очень мало людей похоронили в своей жизни, чтобы понять, что такое смерть и что смерть – конечна», – уточняет Кулькова.
Вторая трудность, как ни странно – это родители «трудных» детей. До совершеннолетия дети психологически, материально и юридически зависят от своей семьи и так или иначе за поступками детей стоят их родители.
«Однажды к нам пришел отец мальчика и признался, что хоть ребёнок состоит на учете в полиции, но он правильно сделал, что избил одноклассника. Якобы мужчина всегда учил сына отстаивать свои интересы силой и если надо – «бить морду!» Приходится работать и с таким папой, и с ребёнком вместе», – рассказала психолог. Иногда получается, что за одной психологической проблемой ребёнка стоят мама, тетя и бабушка в придачу.
Групповая терапия
Реабилитация асоциальных подростков в Центре начинается после консультации. Психологи решают, нужно ли включать подростка в группу или «прописать» индивидуальное лечение. Работа психолога «один на один» ведется с детьми с органическими поражениями, со снижениями интеллекта или с острыми критическими ситуациями в жизни (пред- постсуицид, горе в семье и так далее).
В группе находятся по 4-9 подростков, которые либо приезжают на терапию раз в неделю, либо проходят лечение каждый день в течение трёх недель. Занятия проводятся с 14 часов до 20 вечера, чтобы не отвлекать воспитанника от учёбы в общеобразовательной школе.
Сказки о семье
Как же психологи отучают юных южноуральцев от сигарет, наркотиков и агрессии?
«Просто сидеть и разговаривать с подростками уже не модно и не эффективно. Поэтому мы проводим сеансы сказкотерапии, пескотерапии, арт-терапии и так далее. На них ребенок делает простые вещи – рисует, красит, играет в образе персонажа из книги. Так он раскрывается и реализовывается творчески» – говорит Кулькова.
На сеансах дети не всегда рисуют привычные цветочки и солнышки – это могут быть фаллические образы, страшные картины и по-взрослому жестокий мир. Но психологи уверенны, что в определенном возрасте «взрослые» темы должны интересовать ребенка, если не говорить о них или вообще «закрутить гайки», то напряжение может выплеснуться в неожиданной форме. Так, в Трехгорном 14-летняя девочка покончила с собой, когда родители запретили ей гулять с парнем.
Евгений Смагин, педагог-психолог первой категории рассказал об ещё одном необычном способе реабилитации девиантных подростков. Он собирает группу для так называемой телесно-ориентированной психотерапии, когда группе подростков тренер (психолог) дает задания для выполнения. Например, пройти квест, отгадать загадки или – во время летнего выездного сеанса – покорить гору. Так подростки учатся доверять друг другу, работать в команде, договариваться со своими сверстниками без «кулаков».
«Группа здесь выступает моделью социума, общества. Научившись работать в команде, дети учатся похожим отношениям и за стенами Центра: в школе, в семье, со сверстниками на улице, – отмечает Смагин. – Кстати, часто подростки из одной группы в Центре становятся друзьями и за его стенами. Так дети понимают, что в этом мире они не одни, и кто-то может помочь справиться с проблемами. Это меняет жизнь и психику ребенка, потому что как правило, проблемы девиантного поведения возникают из-за одиночества. Когда подростков никто не слышит и не поддерживает, он теряет контакты с внешним миром и становится агрессивным».
Сейчас способы реабилитации и воспитания бывших наркоманов, бродяг и хулиганов быстро меняются. Чтобы предотвратить очередной суицид, зависимость от наркотиков и уход подростка из дома психологи разрабатывают всё новые и новые способы достучаться до них, внушить их нужность и важность в этом мире. Однако десятки сеансов могут стать лишними, если мама или папа «потерянного» ребёнка скажут: «Мы тебя любим такого, какой ты есть».