Примерное время чтения: 10 минут
880

Четыре смены. Как учились дети в годы Великой Отечественной войны на Урале

Альбом
Альбом "Быт и учеба учеников первого набора школы ФЗО No 2 г. Карабаша за 1941 г. Группа мастера Демиденко, 1941 г. ГУ «Объединенный государственный архив Челябинской области»

Исторический факт - в годы войны на Южном Урале в школах размещались госпитали и другие необходимые объекты. Но это не значит, что занятия у детей не велись.

О школах, учителях и учениках Челябинской области в годы Великой Отечественной chel.aif.ru рассказывает кандидат исторических наук, доцент, зав. отделом публикации и научного использования документов Объединенного государственного архива Челябинской области Александр Лымарев:

«Любой исторический процесс следует рассматривать не в конкретный период, а с учетом предшествующих событий. Поэтому, когда мы говорим о развитии образования на Южном Урале в годы Великой Отечественной, должны учитывать факторы предшествующего периода, в частности, 1930-е годы, когда в СССР произошли серьезные перемены.

Для большинства живущих ныне этот временной период прочно связан с политическими репрессиями, о которых написаны уже сотни исследований. Но важно подчеркнуть – страна жила и развивалась. Давайте смотреть на 1930-е годы в контексте тех изменений, которые не только сделали СССР одной из ведущих мировых держав, но и обеспечили нам победу в Великой Отечественной войне с практически объединенной Европой».

Лучшее в мире

Стереотип о лучшем школьном образовании в СССР складывается к 30-м годам. Определенных успехов советская власть по улучшению системы образования, несомненно, достигла. Изменились как сама система обучения, так и количество учебных заведений. Было введено всеобщее обязательное 7-классное образование в городах, хотя в селах - нет. Но советской власти удалось выполнить ряд задач по ликвидации тотальной безграмотности, и к 1939 году в стране более 80% населения считались умеющими читать и писать. Статистика указывает на то, что в 1940-м году число учащихся школах достигло 29 млн. человек, а количество учащихся в вузах составило 812 тыс. человек.

Кадры решают всё

К началу 1930-х годов Южный Урал превращается в промышленный и индустриальный узел страны. В Челябинске, Магнитогорске и прочих промышленных городах региона растут заводы – гиганты индустрии. В этой связи сталинский лозунг «Кадры решают все» становится руководством к действию местных органов управления по улучшению качества работников на предприятиях. Ситуация с уровнем образования к началу 1930-х годов складывалась плачевная. Многие приходившие на завод работники не умели писать, для них организовывались специализированные курсы, школы ученичества.

Школьная жизнь в военное время сохранилась на фото. Фото: АиФ/ фото Надежды Уваровой

Средняя школа № 30 открылась 1 сентября 1936 года, собрав 850 учащихся. В Челябинске строились еще 37 школ, и не все были сданы в эксплуатацию вовремя. В предвоенные годы Челябинск становится и студенческим городом: открыт Уральский институт индустриального земледелия, переименованный в Челябинский институт механизации сельского хозяйства, педагогический. В городе действовали 9 техникумов (тракторный, энергетический, медицинский), 6 школ фабрично–заводского ученичества (ФЗУ), Челябинское авиационное училище штурманов.

В Златоусте открыт центр подготовки специалистов, в Магнитогорске — горно-металлургический институт, в Троицке — ветеринарный институт.

В 1939 году в Челябинской области насчитывалось 25546 призывников 1918 – 1919 годов рождения. Любопытный факт: непосредственно перед проведением призыва было обучено чтению и письму с отрывом от производства в райцентрах 7899 человек. На это израсходовали 252, 6 тыс. руб.

Школы, учителя, ученики 

В начале войны в зданиях школ располагались научные организации, оборонные предприятия, госпитали, интернаты для детей-сирот.

Начиная с 1936 года, все школы в стране строились по типовым проектам, согласованным с военно-санитарным Управлением РККА. В случае начала военных действий предполагалось за две-три недели переоборудовать их под госпитали для раненых бойцов и передать медицинской службе Красной Армии.

В Челябинской области планировалось развёртывание восьми госпиталей. Ежегодно исполкомами гор(рай)советов назначались комиссии по осмотру школ, учтённых в мобилизационных планах. Для отопления, приготовления пищи и стирки в эвакогоспиталях должен был храниться запас дров. Из решения суженного состава Челябинского горисполкома 19 марта 1941 года: «Для обеспечения формирования эвакогоспиталей Челябинского горздравотдела на период мобилизации необходимым количеством топлива суженный состав Челябинского горисполкома решает: …Обязать гороно иметь при школах № 12, 27, 30, 36 неснижаемый месячный запас топлива: угля в количестве 40 т в каждой школе; дров в количестве 7,5 куб. м в каждой школе».

Снабжение мебелью, канцелярскими принадлежностями, культинвентарём предполагалось за счёт гражданских организаций: клубов, кинотеатров, пионерских лагерей. После развёртывания эвакогоспиталей за их финансирование, отопление и освещение должны были отвечать областной и городские советы депутатов трудящихся.

Выдача значков ГСО ученикам, закончившим кружок ГСО (
Выдача значков ГСО ученикам, закончившим кружок ГСО ("Готов к санитарной обороне"), 1941 г. Фото: ГУ «Объединенный государственный архив Челябинской области»

Из решения суженного состава Челябинского горисполкома 19 марта 1941 года: «Выделить на период войны для эвакогоспиталей Челябинского горздравотдела настольные игры – шашки, шахматы и домино за счет клубов и красных уголков организаций и предприятий города в следующем количестве: а) из клуба ЧТЗ – шахмат 6 компл., шашек – 5 компл., домино 5 компл.; б) из красных уголков управления парком и садами: шахмат 10 компл., шашек 10 компл., домино 10 компл.; в) из клуба ферросплавного завода – шахмат 5 компл., шашек 3 компл., домино 5 компл».

В условиях начавшейся войны с Финляндией 13 января 1940 года в Челябинск передан приказ о развёртывании двух эвакогоспиталей в школах. Необходимый персонал - врачей, фельдшеров, медсестер и сотрудников хозяйственной службы (всего 78 человек) – набрали из военнообязанных запаса. Основной этап деятельности госпитального гарнизона начался 22 февраля, когда в город пришел первый военно-санитарный поезд. В тот день госпитали приняли 382 пациента.

В своем циркуляре от 25 июля 1941 года «К вопросу о развертывании госпиталей» начальник медицинского сектора военного отдела Наркомздрава РСФСР указывал, что первый этаж предназначался для приемного покоя и подсобных служб. На втором этаже планировали стационарные отделения и лечебные кабинеты. Палаты с ранеными в тыловых эвакогоспиталях размещались на втором этаже и выше.

В четыре смены

С первых дней войны острой необходимости в учебном процессе не было: шли каникулы, а осенью детей отправляли на помощь убирать урожай. Наркомпрос РСФСР принял резолюцию «Об изменениях в режиме, учебном плане и программах школ». Согласно ей, продолжительность урока сокращалась до 35-40 минут, перемен – до 5 минут. Школы работали в 3-4 смены, причем предыдущая должна была покинуть здание, а следующая прийти в течение 30 минут.

 Ученики получают зарплату, 1941 г.

Ученики получают зарплату, 1941 г. Фото: ГУ «Объединенный государственный архив Челябинской области»

Решено было сдвигать даты начала и окончания учебных занятий в течение года. Старшие дети были заняты на предприятиях, увеличился и отсев учащихся: перед войной в школах учились 299 тысяч человек, а в 1943/44 учебном году - всего 194 тысячи ребят.

Есть особая папка с секретными документами, например, документ, регламентирующие план направления учащихся школ на предприятия. Например, Кировский завод — ЧТЗ — школа 48. То есть отучился — добро пожаловать на работу.

В основном, учащиеся работают на Кировском, Колющенко, заводе 78. Трудились ребята и в сельской местности. В рассекреченной сейчас папке содержится реальный документ - отчет о работе детей в совхозах.

Педагогический голод ощущался с первых дней войны: многие учителя ушли на фронт или трудились на заводах. Более 23 процентов педагогов сами не имели среднего образования: зачастую старшие ученики учили младших.

Из прифронтовых областей были эвакуированы 670 учителей, что, безусловно, спасало положение. Есть и такой документ: выяснилось, что учителей мобилизуют без разрешения ОблОНО. Принимается решение обращать внимание на учебный процесс.

Отчет, сколько детей трудятся на сельхозполях и на заводах. Фото: АиФ/ фото Надежды Уваровой

Наше дело правое

Школьные дисциплины военных лет, конечно, отличаются от сегодняшних, привычных. Выпускники просились и шли на фронт, у них должна быть отличная физическая форма, поэтому в 9-10 классах ввели военно-физическую подготовку. В свободное время учеников ждало прослушивание специального курса «Красная Армия и Военно-Морской Флот в Великой Отечественной войне». Позже появилось «Военное дело», причем с 5 класса.

В 1943 году ввели раздельное обучение мальчиков и девочек: юноши и девушки проходили разную военную подготовку. Через 11 лет это решение отменили.

Есть интереснейшие документы — проверки работы школ. Мы видим отчет и о секциях, включая, например, гимнастов, политическом воспитании, количестве учащихся. Замечание: урок по географии, 4 класс. Учитель ведет опрос о сельскохозяйственных зонах смешанных лесов. В своих ответах трое ребят ни слова не сказали, что в зоне ведутся бои. Также нет ни слова о промышленности этой зоны, а также о том, что там находится временно оккупированная Белоруссия. В этих замечаниях — сам дух того времени. В этих занятиях, несомненно, определенный вклад в победу.

Одна из докладных. Фото: АиФ/ фото Надежды Уваровой

Докладные - наглядный образец, как работает пропаганда. Так, в отчете опять же по уроку географии за 6 класс, отдел агитации и пропаганды обкома ВКП(б) пишет в докладной: «Учительница замечательно сумела показать все величие русского народа в борьбе со шведами и подвела к выводу — русские были правы, и они победили более сильную армию шведов. Так и в современной войне наше дело правое, и мы победим».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах