Недавно в Якутии прошли первые испытания «арктического автобуса», над созданием которого вместе с коллегами работают учёные ЮУрГУ. Среди авторов проекта директор НИИ опытного машиностроения вуза, кандидат технических наук Рамиль Закиров.
Как «арктический автобус» и другой интересный проект, «арктический автопоезд», смогут улучшить жизнеобеспечение Крайнего Севера? В чём их преимущества по сравнению с уже имеющимися автомобилями? Какие ещё проекты разрабатывают южноуральские учёные и как они способствуют импортозамещению? Об этом мы беседуем с гостем редакции.
Врачей привёзет «автопоезд»
Эльдар Гизатуллин, АиФ-Челябинск: Как родилась идея «арктического автобуса»?
Рамиль Закиров: Это совместный проект нашего ЮУрГУ, МГТУ имени Баумана и АЗ «Урал». Дело в том, что стране давно нужен транспорт, который может работать в условиях Крайнего Севера и помогать выживать людям в экстремальных условиях. Как известно, на Севере трудятся много вахтовиков – перевозить людей и грузы приходится на вахтовом транспорте, который не приспособлен для эксплуатации в условиях крайне низких температур и бездорожья. Ведь в некоторых местах Крайнего Севера и Якутии дорог просто нет, а там, где они даже есть, они нередко в непогоду становятся просто непроходимыми.
Поэтому возникла идея создать «арктический автобус» - машину, аналогов которой нет. Этот автобус способен работать при экстремально низких температурах до минус 50 градусов, может передвигаться по бездорожью, грунтовым дорогам и снегу круглый год. В тех широтах нередки снежные бури – кто и как регулярно будет чистить дороги? А наш автобус сможет пройти и по занесенным дорогам.
Рассчитан такой автомобиль на 20 мест, а при аварийных ситуациях способен поддерживать полное автоматическое жизнеобеспечение в течение суток – пока не придёт помощь. Кроме того, автобус может удержаться на плаву в течение часа, если вдруг провалится в воду – этого достаточно, чтобы эвакуировать пассажиров.
- Получается, основная цель – перевозка людей?
- Мы работаем и над другим проектом – «Арктический автопоезд». Он обладает такими же характеристиками: способность работать при экстремально низких температурах, высокая проходимость, автоматическая система полного жизнеобеспечения. Но предназначен он, главным образом, для перевозки грузов – тоже жизненно важная необходимость для северных районов. В «Арктическом автопоезде» есть также медицинский отсек, где можно принимать пациентов, которые находится в отдалённых стойбищах и посёлках. Малая авиация не может охватить все населённые пункты, посадочные площадки есть не везде, да и обходятся полёты довольно дорого.
- А что представляет собой такой «автопоезд»?
- Тягач с несколькими прицепами. Уверены, что такие машины будут востребованы и позволят облегчить снабжение Крайнего Севера. Задача сложная, но интересная – приходится учитывать ограничения в высоте, ширине подвижного состава.
- Кажется, такие «автопоезда» я видел на обложке журнала «Техника - молодёжи», где изображали будущее Севера…
- Верно. О таких проектах давно мечтали, но лишь сейчас они обретают реальное воплощение.
- Возможно, подобные машины будут востребованы и на внешнем рынке – скажем, в Канаде?
- В Канаде уже есть такие машины. Для нас же сейчас важно поставлять автобусы и автопоезда именно в российские регионы Крайнего Севера.
Чтобы обойтись без лопат
- Когда же можно будет увидеть «арктический автобус» и автопоезд?
- Опытный образец автопоезда будет готов во втором полугодии 2022 года, а автобуса – в первой половине 2023 года. В Якутии уже прошли первые испытания прототипа «арктического автобуса», результаты которых мы изучим и внесём необходимые поправки.
Это действительно уникальные проекты. С нуля мы разрабатываем конструкторскую документацию. Коллеги из МГТУ отвечают за ходовую часть.
- А какие ещё необычные проекты разрабатывают в вашем институте?
- Например, создаём коммунальную машину с навесным оборудованием для одного из курганских предприятий – она способна чистить тротуары и придомовые территории, где трудно развернуться крупной технике. Уже есть опытный образец, идут испытания. Кстати, разработку мы начали ещё до введения санкций.
Другой проект – аэродромная машина для уборки взлётно-посадочной полосы. Вы знаете, что в России нет машин отечественного производства для этих целей? Только импортные. Если они вдруг выйдут из строя, а новые нельзя будет купить, как и запчасти к ним, придётся полосы чистить при помощи лопат. Так что мы занимаемся самым реальным импортозамещением.
Без «технарей» не останемся!
- Значит, импортозамещение для вас – одно из приоритетных направлений?
- Потребность в этом назрела давно. В числе прочего мы занимаемся так называемым реверсивным инжинирингом – берём опытную технику, создаём 3D модель, разрабатываем конструкторскую документацию, которая затем позволяет наладить производство. Кроме того, можно по заявке заказчика подобрать материалы – изучаем химический состав, режим термообработки, другие условия. Уже поступило много обращений – из Калуги, Ростова-на-Дону, других городов. Спрос, можно сказать, ажиотажный, особенно сейчас, когда большая часть импортного оборудования становится недоступной.
У нас работает немало выпускников ЮУрГУ, привлекаем ребят с других кафедр и факультетов. Заявки и проекты – это деньги, поэтому желающих поработать хватает.
- Получается, удалось, наконец, переломить тенденцию – привлечь молодёжь на технические специальности?
- Да, технические специальности сейчас очень востребованы – все наши выпускники находят работу. Их разбирают уже с третьего курса, никто безработным не остаётся. На День открытых дверей приходят абитуриенты с родителями – видят уровень вуза, современное оснащение лабораторий. Так что без «технарей» мы не останемся.