Экономика Челябинской области начала медленный подъём - во многом за счёт такой традиционной отрасли, как металлургия. Однако улучшить свои позиции можно скорее за счёт малого и среднего бизнеса. Совершить прорыв региону пока мешает недостаток доверия в обществе.Об этом говорил губернатор Челябинской области Борис Дубровский на пресс-конференции по итогам первого полугодия 2017 года. Говорил глава региона не только об экономике - ответил на вопросы о развитии общественного транспорта, о возможностях малых городов и потенциале региональных агломераций, о российско-казахстанском форуме и многом другом.
Прогноз был верным
Сейчас Южный Урал в Национальном рейтинге инвестиционной привлекательности регионов занимает 22-е место, поднявшись с 32-й позиции. Тем не менее глава региона ставит задачу войти в первую двадцатку.
- Если посмотреть на все показатели, которые можно измерить (к примеру, срок получения разрешения на строительство или срок открытия компании), там мы выглядим очень неплохо - входим в десятку, в 15 лучших регионов, - рассуждает губернатор. - А когда речь заходит о вопросах субъективного характера, где наш результат работы оценивал бизнес, оценки снизились. Наверное, это некий парадокс: всё вроде как улучшилось, а оценки снизились. Есть, наверное, много разных причин, но основная история - что мы можем в этом плане сделать. Мне кажется, что толчок может быть, если мы улучшим ситуацию с доверием в обществе. Люди не готовы к риску, а предпринимательство - это всё-таки риск.
По убеждению Бориса Дубровского, чтобы сделать экономику Южного Урала более устойчивой и улучшить наши позиции в рейтинге, следует всячески стимулировать развитие малого и среднего предпринимательства. Но пока экономика региона растёт во многом за счёт традиционных отраслей.
За семь месяцев индекс промышленного производства составил 4,5%. Это больше, чем в среднем по стране, так как общероссийский показатель составляет около 2%. В металлургии есть рост на 5%, в добыче полезных ископаемых - на 8,9%, в обрабатывающих производствах - на 4%, в производстве пищевых продуктов - на 3%.
В результате в консолидированный бюджет области поступило 102 млрд рублей, что на 14% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Возросшие доходы позволили полностью погасить все коммерческие кредиты в банках - экономия составила более 600 млн рублей.
- Мы понимали для себя уже к концу первой половины года, что будут дополнительные доходы, что есть направления, которые необходимо дофинансировать, и сформировали прогноз, по которому допдоходы относительно планов составят 4 млрд рублей, - пояснил Борис Дубровский. - Дополнительные доходы мы направили на следующие цели. 1,4 млрд - на развитие системы здравоохранения: на приобретение основных средств (в частности, 352 млн руб. - на реконструкцию хирургического корпуса № 3 Челябинской областной клинической больницы), приобретение медицинского оборудования, машин скорой помощи, покупку лекарств, которых, на взгляд специалистов, не хватало в учреждениях.
Финансирование дорожной деятельности муниципальных образований. Серьёзное вливание было в дорожную сеть Челябинска. Строительство газопроводов и газовых сетей - 600 млн рублей. На подготовку к зиме - 200 млн. Также на финансирование отрасли культуры направили более 50 млн рублей. Вот те направления, на которых сосредоточены дополнительные ресурсы. Наш прогноз подтверждается: динамика июля и августа показывает, что мы в своих оценках не ошиблись.
Полезен ли пример Питтсбурга?
Особое внимание, как и раньше, областные власти будут уделять развитию моногородов. В условиях экономического кризиса они оказались особенно уязвимыми.
Один из вариантов - замедлить отток населения из таких городов при помощи агломераций. Известно, что на Южном Урале таких агломераций будет три: одна вокруг Челябинска и Копейска, другая вокруг Магнитогорска, третья в горнозаводской зоне, вокруг Миасса и Златоуста. Губернатор признался, что есть планы получить статус территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) для Миасса или Златоуста. Проект уже предложили премьер-министру страны Дмитрию Медведеву.
Статус ТОСЭР, вероятно, поможет и такому малому городу, как Верхний Уфалей. Верхний Уфалей опробуют как модель преобразования промышленного города. Так, уровень безработицы планируется снизить за год до 5%. Губернатор пояснил, что в этом случае можно воспользоваться опытом американского города Питтсбурга.
Поясним, что американский город Питсбург прежде славился своим металлургическим производством, но после кризиса отрасли переключился на наукоёмкие технологии и стал одним из наиболее зелёных в США.
- Пока металлургические предприятия в Челябинске и Магнитогорске успешно действуют на рынке, мы этим опытом воспользоваться не можем, - поделился своими соображениями Борис Дубровский. - А вот в Верхнем Уфалее металлургия уже умерла, и там есть возможность создать Питсбург. Уровень безработицы в городе 11% - можно сказать: создавай Питсбург - не хочу! Вот тут нам и надо бы потренироваться. Ближайшие планы - за год снизить уровень безработицы до 5%.
Губернатор также сообщил, что для других малых городов Южного Урала могут быть свои рецепты модернизации. Например, Бакал в этом году получил статус территории опережающего социально-экономического развития. Новый статус уже позволил создать в городе предприятие по пошиву одежды - количество рабочих мест может возрасти до 200. Другое направление - создание индустриальных парков в малых городах. Один из первых появится на базе предприятия «Уфалейникель».
Ждём 1,5 тысячи гостей
Говорили на пресс-конференции о ситуации на рынке маршрутных перевозок в Челябинске, которую губернатор охарактеризовал как «дикий бизнес»: законы принимают, однако надлежащего контроля за их исполнением нет. Тем не менее инвестиции в сферу общественного транспорта будут продолжены, чтобы сделать этот бизнес прибыльным и цивилизованным.
Напомним, что только за недавние сутки в Челябинске произошло сразу два серьёзных ДТП с участием маршруток - в одном пострадало пять человек, а в другом 21.
- Чтобы навести порядок в этой сфере, надо не ставить цель сделать всё к саммитам стран ШОС и БРИКС, а работать каждый день, - убеждён глава региона. - Я ставил эту задачу перед главой Челябинска, и динамика решения вопроса меня не устраивает. Мы готовы инвестировать в развитие общественного транспорта, чтобы услуги были качественные и цивилизованные. Работать надо либо через бизнес-структуры, либо через создание МУП. Пока партнёра для инвестирования мы найти не можем. Поэтому будем сначала создавать собственную структуру, которая впоследствии будет выгодна бизнесу.
Глава региона раскрыл и некоторые детали предстоящего визита в Челябинск Президента России Владимира Путина и президента Казахстана Нурсултана Назарбаева на предстоящий в октябре российско-казахстанский форум. Двум президентам в Челябинске покажут областной перинатальный центр, новую школу в Парковом микрорайоне, а также некоторые учреждения культуры.
Событие планируется масштабное. Челябинску предстоит принять почти полторы тысячи гостей. Помимо двух президентов, в Челябинск прибудут 20 губернаторов, российские и казахстанские министры.