Отправляясь в бар или ресторан, мы по умолчанию рассчитываем, что за свои деньги получим весь сервис, необходимый для приятного времяпрепровождения: вежливое отношение, вкусную еду, качественный алкоголь. Но вот с последним, оказывается, не всё и не везде так гладко. Под видом элитного алкоголя мы рискуем получить дешёвый напиток низкого качества и заплатить лишнее.
Эй, налей-ка, милый!
Так или иначе, но все махинации с алкоголем в барах и ресторанах сводятся к тому, чтобы заработать на клиенте дополнительные деньги. Это делается либо путём банального «бодяжничества», то есть добавления в напиток чего-то ещё, либо недоливом, либо подменой самого напитка.
У барной стойки быть обманутым легче всего. О том, как это происходит, рассказал бармен Олег. За свою карьеру ему довелось поработать в восьми питейных заведениях, и во всех приходилось иметь дело с обманом клиентов.
Самый простой способ – подмена наименования. В бутылку с более дорогим алкоголем заливается более дешёвый. Когда клиент делает на него заказ, бармен берет стоящую на виду бутылку с соответствующим ярлыком и демонстративно наполняет стопку. Понятно, что счёт выставляется за дорогое наименование. Вряд ли кто-то кроме профессиональных дегустаторов отличит подмену. Особенно часто дурят подвыпивших клиентов – в силу состояния они не способны распознать вкус того или иного напитка. К тому же, чтобы разница в качестве сильно не ощущалась, водку или виски подают очень холодными. Низкая температура подавляет вкус сивушных масел и специфический запах.
Второй способ – разбавление. К примеру, поступает заказ на 100 граммов водки. Бармен наливает 80, а остальное дополняет обыкновенной холодной водой. Градус напитка падает незначительно, и часто клиент не замечает обмана. С виски используется тот же способ. Только вместо воды напиток разбавляется чаем, иногда с добавлением каких-нибудь вкусовых примесей с легкой горчинкой.
Третий – недолив. Клиент заказывает 200 граммов виски. Бармен наливает в мерный стакан только 150 г и кидает несколько крупных кубиков льда. (Его кладут для смягчения вкуса). Объём становится больше, и вот они, заказанные 200 граммов. Если заказываею меньше, уменьшается и объем недолива. Но даже 25 граммов с двадцати заказов – и получается целая бутылка. «Сэкономленный» таким способом алкоголь бармен может забрать себе, но, как правило, он вновь идёт в оборот. При расчёте наличными деньги идут в карман человеку за стойкой.
Иногда используются все три способа: льют дешевый алкоголь по цене дорогого, при этом его разбавляют и вдобавок недоливают.
«Но проще всего обмануть, смешивая коктейли. К примеру, в «Мохито» и «Дайкири» идёт по 50 г дорогого рома определенного сорта. Но вместо этого в качестве алкогольного компонента используется дешевая водка. И не 50 г, а только 30. Дополнительные вкусовые примеси завуалируют подмену. И если при первом-втором заказе я “бодяжить” не рискну, то при дальнейших – обязательно», - рассказал Олег.
Часто такой способ обмана клиентов является «политикой» заведения и проводится с согласия руководства и даже по его указанию. С бармена требуют план по дополнительной прибыли, с которой он сам может иметь от четверти до трети от вырученной таким образом суммы. Довольны все, даже клиенты, пока не знают, что их надули.
В шумном зале ресторана…
Но дурят не только у барной стойки. Сплошь и рядом это происходит даже в респектабельных с виду ресторанах. Здесь обманывают официанты. Кто-то, как и в барах, на свой страх и риск, кто-то – по распоряжению директора. Способы обмана описал Дмитрий, директор одного из популярных в Челябинске заведений.
В ассортименте его ресторана уже несколько лет продается четыре вида водки. Закупочная цена каждой – 150, 180, 220 и 500 рублей за пол-литровую бутылку. Но для клиента она идёт по 60, 80, 100 и 200 рублей за 100 граммов. То есть цена увеличивается примерно вдвое. Но Дмитрию этого кажется мало. В освободившиеся бутылки из под самого дорогого алкоголя заливается самый дешёвый. И продается по его цене. И «накрутка» сразу подскакивает почти в шесть раз. Обычно такой трюк проделывают с теми, кто заказывает по 200-350 граммов. В таком случае алкоголь приносят в графине или декоративной бутылке, и поди догадайся, что конкретно в ней находится.
Но даже если кто-то закажет принести бутылку целиком, это не спасет его от обмана. Перед подачей на стол официант сделает вид, что при вас открывает ёмкость, и после этого поставит на стол. То есть факт того, что бутылка вскрыта раньше, так и останется незамеченным.
Исключение делается для «серьезных» статусных клиентов, и тех, кто производит впечатление человека, с которыми лучше не рисковать. С пьяненьким контингентом манипуляция проходит «на все сто». Поэтому на всякий случай нужно требовать, чтобы принесли нераспечатанную бутылку.
Реже всего обманывают при заказе вин или шампанского. Традиционно, официант откупоривает их в присутствии заказчика, поэтому возможностей для махинацией практически не остается.