«Необходимость разработки КСОДД обоснована Поручением Президента и федеральными законами, - объяснил замначальника дорожного отдела управления дорожного хозяйства Администрации города Челябинска Денис Медведев. - Мы не можем расширять дороги безгранично, пришла пора более эффективного использования улично-дорожной сети».
«Недостатки существующей транспортной инфраструктуры в городе очевидны, - прокомментировал замначальника ГИБДД Управления МВД России по г. Челябинску Алексей Горшков. – О том, что необходимы масштабные проекты организации дорожного движения мы говорили на протяжении нескольких лет. И наконец-то мы услышаны. Надеемся, КСОДД приведёт к улучшению ситуации на дорогах».
Впрочем, он отметил, что на протяжении пяти лет аварийность в городе снижается. Тяжесть последствий в ДТП уже не так страшна, как раньше, погибших всё меньше».
Опросят 12 тыс. человек
Работа по контракту идёт полным ходом. Известно, что компания-подрядчик выполняла транспортные модели для Алматы, Грозного, Санкт Петербурга, Москвы, Ростовской области и Пермского края. Сейчас она собирает данные по состоянию улично-дорожной сети Челябинска. Специалистам уже известны количество полос на каждой улице, расположение всех дорожных знаков и светофоров, а также разрешённые схемы движения на каждом перекрестке.
«Мы проводим замеры в часы пик, учитываем загруженность конкретных маршрутов в разное время, - рассказал руководитель отдела транспортного планирования и моделирования ООО «А+С Транспроект» Сергей Блакитный. – Модель предусматривает даже поведение людей в разных транспортных ситуациях! Вообще у вас всё не так плохо: планировка города достаточно современная, улицы широкие, местами даже слишком! А ведь чем больше полос, тем сложнее управлять движением. Кстати, Челябинск единственный город из тех, где мы работали, в котором абсолютно все светофорные объекты внесены в автоматизированную систему управления дорожным движением (АСУДД). Такого нет даже в Москве, там в АСУДД внесено лишь 60% светофоров».
У городской ГИБДД специалисты запросили информацию по очагам аварийности, чтобы выяснить, какими болевыми точками заняться в первую очередь.
«Параллельно идёт телефонный опрос населения, - сообщил заместитель генерального директора ООО «А+С Транспроект» Константин Тихонов. - Выборка случайная, но учитываются возраст и пол участника опроса. Опрос достаточно серьёзный, он занимает 15-10 минут, вопросы для него мы оттачивали почти два года. Всего планируем обзвонить порядка 12 тыс. челябинцев. Обычно люди предлагают перенести какую-нибудь остановку общественного транспорта, ввести запрет движения на каких-то улицах или участках улиц, установить пешеходный переход, запретить парковку или наоборот организовать её... Мы примерно знаем, что они хотят, но надо узнать где».
Для пешеходов или водителей?
«12 тыс. человек – это всего лишь 1% населения города! Чтобы получить максимально полную оценку жителей о состоянии улично-дорожной сети, надо опросить не менее 10%! – считает председатель Общественного совета при Администрации города Челябинска, представитель рабочей группы по разработке КСОДД Вячеслав Цапов. – Ведь важно учесть мнение всех групп населения. Город должен быть для людей, не только для машин! Надо высвободить некоторые улицы и сделать их только пешеходными. У нас почти не осталось зелёных насаждений вдоль дорог. В некоторых местах проезжую часть надо заужать и восстанавливать тротуары, газоны. Все пешеходные переходы нужно сделать с заниженными бордюрами, чтобы удобно было передвигаться маломобильным гражданам и мамам с колясками. Мы пропагандируем ЗОЖ, но у нас мало велодорожек. Кроме того, уверен, что наша улично-дорожная сеть позволяет выделить отдельные полосы для общественного и крупногабаритного транспорта».
«Вряд ли получится так, что всех всё будет одинаково устраивать, - выразил мнение Медведев. – Чтобы были всем довольны пешеходы, придётся наступить на горло водителям. Или наоборот».
Год на работу
Полностью проект будет готов к сентябрю 2018 года, и до конца года совместно с управлением дорожного хозяйства специалисты будут устранять из него возможные «шероховатости».
«КСОДД – это не карта, которую мы начертим и по которой вы будете жить, - предупредил Тихонов. – Это будут адресные рекомендации, но не раз и навсегда сделанная работа. Периодически модель придётся актуализировать, потому что где-то будут строиться новые районы, будет увеличиваться количество автомобилей в городе».
Приоритеты в модели обозначат на пять лет вперёд. Дальше всё будет зависеть от финансовых возможностей горадминистрации. То есть не факт, что рекомендации вообще впишутся в бюджет. Известно, что разработку КСОДД оплатят в рассрочку. Что касается солидной стоимости, то её считают вполне обоснованной».
«Дело серьёзное, кропотливое, - говорит Тихонов, - требует специализированного программного обеспечения и мощных компьютеров. Дешёвых альтернатив не существует. КСОДД в Челябинске разрабатывают 12 специалистов по макромоделированию. В советское время выполнялось микромоделирование небольших районов и отдельных перекрёстков, но за последние 25 лет многое было утрачено. Специалистов по транспортному моделированию в стране человек двести, как космонавтов. Этому не учат в российских вузах».