Многие уральские друзья детства и юности потеряли его из вида почти на четверть века. Волей комиссии по распределению Челябинского политеха в начале 70-х годов прошлого века, Виктор Вавилов, уралец по рождению, прежде надолго из родных мест не уезжавший, отправился в неблизкий путь. Молодой инженер-электрик получил назначение в систему Министерства среднего машиностроения СССР. В годы социализма это была, пожалуй, одна из самых богатых, могущественных и засекреченных государственных структур, курировавшая львиную долю высокотехнологичного оборонного комплекса страны.
С урановым опытом
Вот и гидрометаллургический завод в узбекском городе Навои занимался добычей и обогащением урановой руды. Одновременно из земных недр извлекался еще один, не менее стратегический металл – золото. Энергетическому обеспечению этого суперсекретного производства Виктор Сергеевич отдал 23 года своей жизни.
Но это время нынешний главный энергетик Кыштымского медеэлектролитного завода считает для себя бесценным в плане приобретения производственного опыта. Ведь атомная промышленность всегда находилась на острие технического прогресса. И специалисты, выпестованные системой минсредмаша, по определению были и есть людьми технически грамотными, с новаторским подходом к решению любых производственных вопросов.
Когда в 1995 году Вавилов с семьей из Узбекистана вернулся в Россию и стал жителем Кыштыма, его послужной список стал лучшей аттестацией для кадровиков КМЭЗа. Завод в тот момент особо не нуждался в притоке новых кадров, люди могли ждать подходящее вакантное место годами. Но это не коснулось Виктора Сергеевича, человека с богатым и специфическим производственным опытом. В кадрах его оформили сразу же инженером в отдел главного энергетика. Упускать такого специалиста было просто грешно.
С 2006 года Вавилов является главным энергетиком завода. Назначение на должность руководителя одной из ключевых служб энергоемкого металлургического предприятия совпало с курсом нового собственника КМЭЗа – Русской медной компании – на создание эффективного, конкурентоспособного производства. Одним из ведущих направлений в этой работе стал поиск путей снижения энергетических издержек. Именно здесь организаторский и инженерный талант Виктора Вавилова оказался востребованным в полной мере.
Рубль миллион бережет
- Резервов повышения энергоэффективности производства более чем достаточно,- рассказывает герой этого материала.- Это показал комплексный энергоаудит, проведенный на КМЭЗе в начале 2011 года. Резервы экономии можно найти практически везде, будь то электрическое, газовое или тепловое хозяйство. Экономия получается миллионная.
И это правда. Например, одна лишь смена поставщика электроэнергии, приобретение электричества на федеральном оптовом рынке энергии и мощности принесла предприятию до 2 млн. рублей ежемесячной экономии. Переход на систему предоплаты за поставки природного газа сберегают еще около 300тыс. рублей в месяц. Мероприятия по реконструкции насосной станции, обеспечивающей завод технической водой, позволили добиться существенной оптимизации энергопотребления и здесь. Если раньше насосная ежемесячно потребляла до 40 тыс. кВт-ч электроэнергии, то теперь не более 16-17 кВт-ч. Переведя эти показатели в деньги, мы удивимся масштабам экономии.
Думается, даже для непосвященного, неискушенного в энергетических тонкостях человека очевиден эффект, который получается от внедрения счетчиков и других систем учета расходования энергоресурсов. Вавилов и подчиненные ему службы взяли на контроль в буквальном смысле каждую лампочку в каждом производственном помещении медеэлектролитного завода. Только в 2013 году по программе энергосбережения здесь предусмотрена замена приборов освещения на 20 млн. рублей. Экономический эффект, по расчетам специалистов, составит не менее 30%.
- У нас есть такой показатель, как расход электроэнергии на производство одной тонны меди,- продолжает Виктор Сергеевич.- В 2010 году на производство одной тонны этого металла расходовалось 1,2 тыс. кВт-ч, а теперь 0,9 тыс. кВт-ч. Это уже благотворно отразилось на себестоимости продукции предприятия, и резервы в этом направлении далеко не исчерпаны.
Резервы есть во всем
Резервы Вавилов и руководимая им команда специалистов видит во многом. Например, в переносе насосной станции, расположенной от предприятия в пяти километрах, поближе к производству. Ведь обслуживание только одного километра сетей обходится заводу ежегодно, минимум, в один миллион рублей. На технических совещаниях и в разговорах специалистов все чаще обсуждаются перспективы собственной генерации электроэнергии. Интересным вариантом в этом смысле представляется строительство газотурбинной станции. При нынешних ценах на природный газ проект обещает быть окупаемым достаточно быстро. И это лишь некоторые идеи, которые во время нашей встречи озвучил главный энергетик Кыштымского медеэлектролитного завода.
- Энергетическая служба КМЭЗа составляет около трети от всего списочного состава предприятия,- заметил мой собеседник.- Но вспомогательной структурой тружеников энергохозяйства можно назвать лишь сугубо условно. Вместе с металлургами и другими работниками основного производственного цикла энергетики решают общие задачи.
За многочисленными производственными заботами удается меньше, чем того бы хотелось, уделить внимания дому и любимым увлечениям. И все же в нечастые минуты отдыха Виктор Сергеевич с удовольствием копается на дачном участке, зимой любит посидеть с удочкой у лунки на каком-нибудь из многочисленных уральских озер. Вот только увлечение охотой, которое с трехлетнего возраста привил отец, остается почти нереализованным.
- Выезды на природу с ружьем ныне редки. Живности в округе ныне стало меньше, чем полвека назад, да и охота – это занятие серьезное, требующее постоянного, а не эпизодического внимания к себе, - отшутился Вавилов.