236

Таблица Менделеева в наших лёгких. Выхлопы от автомобилей и шум - главные загрязнители Челябинска?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. «АиФ-Челябинск» 23/01/2013

Челябинская область, 23 января - АиФ-Челябинск.

«Челябинская область традиционно занимает последние места в национальных экологических рейтингах (81-83-е место среди субъектов РФ), считаясь местом экстремального промышленного загрязнения и «ядерной помойкой». За последнее время в рейтингах мы место не поменяли, но изменилась структура загрязнений», - считает рабочая группа Комитета гражданских инициатив - Челябинск, которая подготовила аналитическую записку о ситуации в экологии Южного Урала. 

Мы страдаем не только от отравленного заводами воздуха, но и от шума. «Авиабаза в Челябинске и «дорожная революция» (массированное расширение улиц и непродуманная реконструкция дорожной сети) сделали в последние три года одной из главных экологических угроз шумовое загрязнение, - считают экологи КГИ. - В мире нет более ни одного города с миллионным населением, в котором размещали бы военную авиабазу, причем взлёт и посадка производятся над пригородами и центром города - местами массового скопления опасных производств и складов - с соответствующими рисками, а совмещение города и авиабазы усиливает военные угрозы… «Дорожная революция» сопровождалась тотальным уничтожением естественного шумового барьера (вырублено 20 тыс. деревьев) и приближением источника шума к жилым домам. 

Бензапирен плюс формальдегид 

- Если сравнить воздух, которым мы дышали в 80-90-е годы и сейчас, то, поверьте, вам не захочется вернуться обратно, - считает главный санитарный врач Челябинской области Анатолий Семёнов. - Тогда заводы дымили гораздо интенсивнее. Сегодня многие из них - кто по собственному желанию, а кто через суды и скандалы - установили очистные сооружения. Если точнее, за период с 2000-го по 2011 год доля проб с превышением предельно допустимой концентрации вредных веществ уменьшилась с 16 до 1,8%. 

Вывод Роспотребнадзора таков: вода на Южном Урале стала грязнее, а вот воздух - чище. 

Ежегодно над Челябинской областью появляется 900 тыс. тонн загрязняющих веществ из всех источников, стационарных и нестационарных. Небольшое снижение выбросов в последние два года говорит лишь о промышленной стагнации и принципиально ситуацию не меняет. По данным Росстата, в 2011 году только над Челябинском и только из стационарных источников было выброшено в атмосферу более 128 тыс. тонн загрязняющих веществ. Если поделить на 365 дней в году, выходит больше 350 тонн в день! 

Треть - выбросы от автомобильного транспорта. Количество автомобилей растёт год от года. Только зарегистрированных на конец 2011 года авто - более одного миллиона (1 022 918). 

Чем же нам это грозит? По мнению авторов аналитической записки, увеличится заболеваемость раком: «Доказано, что причиной онкологических заболеваний в 25% является экология и в 50% - социальная среда. Уровень онкологических заболеваний в Челябинской области составляет 394,3 человека на 100 тыс. населения (2007 г.) Это выше, чем во всех соседних регионах - Курганской и Оренбургской (более 370), Свердловской (350) областях, Пермском крае (305), Башкортостане (чуть более 270) и Тюменской обл. (менее 230). Средний показатель по РФ - чуть более 340 человек на 100 тысяч». 

Кстати, больше всего в нашем воздухе бенз(а)пирена (среднегодовые концентрации превысили предельно допустимый уровень в целом по городу в 3,1 раза) и формальдегида (в 2,7 раза). Из 35 среднемесячных проб на бенз(а)пирен, отобранных в Челябинске на трёх постах, 34 превысили нормативное значение, а максимальная из них превысила норму в 13,2 раза. 

В Магнитогорске превысили нормативные значения среднегодовые концентрации четырёх вредных примесей: бенз(а)пирена - в 5,7 раза, формальдегида - в 2,7 раза, взвешенных веществ - в 1,6 раза, диоксида азота - в 1,2 раза. Концентрации всех среднемесячных проб на бенз(а)пирен (100%), отобранных на трёх постах, превышали нормативное значение и максимальная из них превысила норму в 24,4 раза. 

Что делать? 

Что же предлагают экологи? Во-первых, увеличить сеть стационарных и передвижных станций, улавливающих выбросы, во-вторых, установить на них оборудование, способное фиксировать максимум опасных для здоровья человека загрязняющих веществ (а не 24 показателя, как сейчас, и только в рабочие дни). В-третьих, сделать результаты экологического мониторинга общедоступными для горожан. В-четвёртых, увеличить санкции за выбросы. 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах