Примерное время чтения: 7 минут
165

Движемся или катимся? Что будет с общественным транспортом в мегаполисе

 В этом, пожалуй, уникальность ситуации. Недавнее решение мэрии о модернизации трамваев вписалось в уже сложившийся тренд: власти предвидят невиданную экономию, а обыватели - предсмертные конвульсии городской «железки».

- Муниципальный транспорт сегодня является глубоко убыточным. Электроэнергия дорожает, необходимы меры по её экономии, которые не отразятся на качестве перевозок. Переоборудование обойдётся в несколько раз дешевле покупки новой техники, - прокомментировал своё решение сити-менеджер Сергей Давыдов.

Власти уверяют, что установка на трамваи энергосберегающего оборудования позволит тратить на тягу на 43% меньше электричества, чем сейчас. По словам начальника транспортного управления города Камила Маматказина, модернизация трамвайного парка выльется в ежемесячную экономию около 10 млн рублей, а обойдётся в десять раз дешевле закупки вагонов нового поколения.

- Новый трамвай стоит порядка 12 млн, а модернизация старого - примерно 1,3 млн, - сказал он.

Караул: и тут модернизация!

В чём именно заключается переделка, нам рассказали и показали в трамвайном депо № 1. На капитально-восстановительном ремонте (КВР) три машины 605-й модели, одной из самых распространенных и самых старых в городе. По словам главного инженера предприятия Юрия Храмлюка, они выпускались с 70-х годов, а в работе находятся образцы 86-го и 91-го.

- Обычная практика - это два вагона на КВР одновременно, но раз уж город решил выделить деньги, мы испробуем новую технологию на трёх вагонах с разными вариантами комплектации, а потом в процессе испытаний выберем наиболее оптимальный, - говорит он.

Конструктивные изменения, которые обеспечат заявленную чиновниками экономию, заключаются в основном в двух вещах. Во-первых, с трамваев снимут пуско-тормозные сопротивления - такие штуки, которые заставляют трамвай потреблять одинаковое количество энергии и на высокой, и на низкой скоростях. Их заменят другими, позволяющими забирать из провода ровно столько, сколько нужно. Во-вторых, электродвигатели «научат» работать как генераторы и возвращать часть электричества обратно в сеть, когда машина катится с горки с отключенной тягой. Это называется рекуперацией, она давно используется в железнодорожных локомотивах.

Кроме современной начинки три экспериментальных трамвая получат на выходе из депо и более актуальный внешний вид. Так, в одном вагоне установят сиденья из 619-й модели, а другой и вовсе претерпит кардинальный «фейслифтинг».

Новое лицо старичка 605-го лепят из стеклопластика, как папье-маше. Если задумка окажется не очень затратной, её пустят в серию. В салонах над дверьми установят тепловые завесы. Летом салон будет вентилироваться и частично кондиционироваться.

Планируется, что уже к 1 сентября завершится переоборудование хотя бы одного трамвая. Маршруты экспериментальных поездок пока что не определены.

Капремонт по дешёвке

Первый вопрос, который хочется задать после всего этого: «Какой смысл вбухивать деньги в металлолом, которым фактически стала значительная часть давно отработавших своё вагонов? Не лучше ли потратиться на покупку новых трамваев?»

- Чтобы это сделать, нужны деньги, а где их взять? Вот когда получим экономию, можно будет из этих средств постепенно обновлять парк, - отвечает на него Камил Маматказин. Однако весьма сомнительно, что после трат на вышеназванное энергосберегающее оборудование у мэрии, которая в последнее время озабочена только сокращением убытков, поднимется рука отправить его в утиль. То есть можно быть почти уверенным в том, что в случае успешного осуществления модернизация отодвинет появление на улицах современных низкопольных машин далеко в будущее.

У людей, близко знакомых с темой, вызывает вопросы и озвученная сумма капитально-восстановительного ремонта.

- Надо же, как подешевело! Ещё прошлой зимой КВР стоил 4 млн, - говорит челябинский эксперт Евгений Талыпов. - И ни в одном городе, кроме Челябинска, цена не изменилась. Например, в Красноярске она в пределах 4-5 млн руб. В Новосибирске, на ТМЗ им. Воровского - 6-7 миллионов рублей.

Если учесть нестандартность разрекламированного ремонта (приобретение дополнительного оборудования, обновление кузова и интерьера, оплата услуг подрядной организации - златоустовской фирмы «Канопус»), то его выгода перед приобретением современных трамваев станет не такой уж и очевидной.

Нашлась ведь возможность списать 75 «Икарусов» и купить вместо них 50 «ЛиАЗов», ни один из которых к нам пока не приехал. Почему же тогда муниципалитет, располагая, по всей видимости, суммой, достаточной для обновления трамвайного парка как минимум на треть, предпочитает потратить её на довольно спорное мероприятие под модным названием «модернизация»? Ответ напрашивается такой: поэтапное омоложение подвижного состава принесёт экономический эффект позже, чем ремонт. Возможно, значительно позже. А властям он кровь из носу нужен прямо сейчас.

Автобус-невидимка

«Прямо сейчас» - это общий знаменатель практически всего, что делает администрация Сергея Давыдова, подгоняемая принципом цифр и показателей, поставленным во главу угла правительством Михаила Юревича. И как бы не стать ей жертвой собственной торопливости. История с автовокзалами, которую ещё долго будут вспоминать тысячи пассажиров, которым «посчастливилось» в последнюю неделю июля постоять в очередях к кассам на «Юности», подкрепляет это опасение. Ситуация вполне могла накалиться до состояния социального взрыва.

А ведь в сентябре нас ожидает оптимизация внутригородских автобусных маршрутов, которая, возможно, окажется еще более болезненной для простых людей, чем переселение Северного вокзала с одновременным удушением «Южного».

Даже по существующей сети движение организовано из рук вон плохо. Не прикажет ли она долго жить после предлагаемой радикальной операции?

Любопытную историю поведал нам один из наших дотошных читателей. Пытаясь уехать 20 июля с остановки «Магазин» посёлка Шагол в сторону ЧМЗ, он прождал автобуса почти целый час. Возмущённый, он написал жалобу в МУП «ЧАТ» и получил ответ, что рейс на 12.18 был выполнен, а следующий за ним - сорван.

- Запросив архив с камер наблюдения, я увидел, что мне нагло врут. Если автобус на 12.18 выехал по расписанию, то в зоне действия камер он должен был оказаться с 12.19 до 12.25, но его там нет! - рассказывает пассажир. И это не единичный случай.

Челябинцы достаточно много слышали о том, как чудесно преобразится муниципальный транспорт уже вот-вот. И про ГЛОНАСС в каждом трамвае, и про полосы для маршрутного транспорта, и светофоры, всегда горящие зелёным для муниципальных автобусов, и про электронные карты, поездка по которым будет стоить чуть ли не 6 рублей. Пора бы уже горожанам что-то из этого увидеть и попробовать. А то на фоне усугубляющегося бардака сказочные обещания могут быть интерпретированы как признак скорой разрухи.

Важно!

Если вас не устраивает работа общественного транспорта, свои жалобы и предложения вы можете оставить по телефонам:

778-62-33 - МУП «Челябинский автобусный транспорт»,

778-62-31 - управление транспорта администрации Челябинска.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах