Примерное время чтения: 12 минут
1157

«Просто разговаривайте с ребёнком!» Чему нужно учить до первого класса?

АиФ-Челябинск №19 10/05/2017
Маргарита Костюченко / Из личного архива

В пресс-центре «АиФ-Челябинск» состоялось заседание круглого стола, посвящённого теме качества современного школьного образования. Эксперты обсудили, почему дети часто не хотят идти в школу, что нужно сделать, чтобы им было интересно учиться, и нужно ли возвращаться к отечественному классическому образованию.

В заседании приняли участие:

- Тимерханов Дамир Галиханович, директор гимназии №1 Челябинска;
- Емельянова Лилия Алексеевна, директор МБОУ НОШ №95 г. Челябинска;
- Ефремцев Сергей Викторович и Суптелло Наталья Петровна, ведущие преподаватели русского языка и литературы МБОУ «ФМЛ № 31 г. Челябинска»;
- Вахидов Марс Нуриевич, учитель года 2007 года, преподаватель химии, руководитель ресурсного центра «Химия плюс» МАОУ лицея № 77;
- Забачёва Екатерина Николаевна, председатель регионального отделения общественной организации «Родительское всероссийское сопротивление».

Представляем Вашему вниманию сокращённую версию стенограммы мероприятия.

Начальная школа имеет определяющее значение для всего последующего образовательного процесса, в который входят дети. Но очень часто уже в первом классе мы сталкиваемся с тем, что ребёнку неинтересно учиться, не хочется идти в школу. Отчего это? От того, что дети наши перегружены? Или от того, что методики устарели? А, может, от того, что методики, напротив, стали слишком заумными?

Вахитов М.Н.: Нет проблемы перегруза детей, есть проблема организации времени. Если правильно организовать каждый день, то и перегруза не будет.

Суптелло Н.П.: Странно говорить о том, что ребёнку что-то может быть неинтересно в принципе. Ребёнок – это тот человек, которому интересно всё! Вопрос интересно ребёнку учиться или нет – это не вопрос сегодняшнего дня. Мы тоже были детьми и учились, и интересно учиться было далеко не всем. Сегодня всё объясняется родительскими амбициями: только «благодаря» им, современные дети ещё до школы чем-то загружены. Мы периодически что-то слышим о финской системе образования, о других зарубежных методиках… Их суть в том, что они не амбициозны, они не требуют от ребёнка ничего, не мешают его, а просто идут за его интересом. То есть до шести лет ребёнок предоставлен своему интересу. Родители, наставники просто должны быть рядом, помогать, постоянно разговаривать с ребёнком. Мы же склонны форсировать события, ещё до школы чего-то от ребёнка ждём и требуем успехов.

Действительно, многие родители ставят себе в заслугу то, что день их детей-дошкольников расписан по минутам. Может, не нужно до школы детей ничему учить?

Ефремцев С.В.: Что значит «ничему не учить»? До шести лет ребёнок получает около 70-80% информации о мире, остальные 20% он получает после всю свою оставшуюся жизнь. Но нужно понимать, что прежде всего, ребёнок должен освоить азы, то есть речь. Речь – мыслительный аппарат. Риторикой, говорением надо заниматься! Всё остальное потом, на фундамент этого речемыслительного аппарата. У нас же перекос сложился давным-давно! У нас нет фундамента, есть стены и крыша сразу! Мы занимаемся с ребёнком математикой, в пять лет он уже занят программированием... А зачем? Ответ неизвестен. 

Суптелло Н.П.: Не надо составлять масштабного расписания, изо дня в день грузить ребёнка в машину и перевозить из одного развивающего центра в другой. Надо просто с ним жить, разговаривать, рисовать, петь, плясать, плавать. Идя в школу, он не должне писать, считать и решать примеры, он должен уметь раз-го-ва-ри-вать. Если мы с двух лет подсаживаем ребёнка на мультики или на интернет, то чего мы потом хотим?

Емельянова Л.А.: Не забывайте, что во всём нужно подавать ребёнку пример. Мы хотим, чтобы дети не погружались в интернет, а дети наблюдают другую картину. Мы хотим, чтобы дети читали в то время, как они видят нечитающих родителей. Вспомните замечательный социальный ролик, где девочка на утреннике рассказывает стих: «Мама дома. Мамы нет. Мама вышла в интернет. Мама смотрит в интернете, как дела на белом свете. Кофе пьёт. Глазами водит. Что там в мире происходит? Мама, я тебе скажу: «В мире я происхожу!» Кто из вас регулярно ежедневно читает, и ребёнок видит, как вы читаете книгу?..

Темирханов Д.Г.: Вообще немаловажно, чем ребёнок занят кроме подготовки домашнего задания. Если интернетом, тогда это бесценная трата времени вместо того чтобы отдохнуть, поспать, погулять. 

Родители, желающие дать своим детям всё и сразу, были и в советское время. Но чем опасно это «всё и сразу»? Не появится ли у ребёнка отвращения к получению знаний?

Ефремцев С.В.: Непременно появится. Оно появляется практически у всех нормальных детей. Вот почему педагог должен всегда быть содержательным и интересным сам по себе, он должен быть личностью. В противном случае никакого интереса к предмету он не возбудит у ребёнка. Но профессионалом никто не становится сразу после педвуза. Для этого нужно лет двадцать. Родители, которые ведут ребенка в школу в первый класс, зачастую допускают грандиозную ошибку: они выбирают школу. Надо выбирать учителя! Поверьте, в любой школе всего один-два-три педагога, на которых держится безупречная репутация всей школы.

Каким должен быть педагог?

Емельянова Л.А.: Между учителем и ребёнком есть существенная разница: если у учителя опыт есть, то у ребёнка его ещё пока нет. Поэтому не ребёнок должен подстраиваться под учителя, а наоборот. педагог должен любить свою работу, боюсь быть банальной в этом ответе. Должен быть человеком с большой буквы. Должно быть духовное начало. Ведь даже с фундаментальными хорошими знаниями можно воспитать личность, которая будет способна убивать. К сожалению, в личной беседе с педагогом не всегда можно угадать все его качества. В нашей школе работает 16 молодых специалистов. Средний возраст учителей по России – около пятидесяти лет. 

Что делать, когда у педагога потух взгляд? Начинать искать ему замену?

Емельянова Л.А.: Надо дать ему отдохнуть, поговорить с ним, выяснить причину, оказать поддержку. Взгляд-то может потухнуть по любой причине. А вдруг это не связано со школой? Поэтому неправильно тут же искать такому педагогу замену, ставить на нём крест. Как правило, учителя сами понимают, когда они устали и делают выбор – отдохнуть какое-то время или уйти на заслуженную пенсию.

Темирханов Д.Г.: Директор школы всегда стоит перед проблемой, как ему, выполняя те задачи, которые стоят перед ним как перед управленцем, остаться честным человеком. Вообще остаться человеком по отношению к своим учителям. Каждый ведь идёт к тебе со своими жизненными проблемами, организационными, а ты наблюдаешь, как человек изменяется, как он эмоционально выгорает. Очень сложно принять решение, когда ты понимаешь, что педагог уже не способен нести детям вечное, светлое и доброе. 

Как поднять интерес к учительской профессии?

Ефремцев С.В.: Недавно приходили к нам пятикурсники педуниверситета, будущие филологи. Тридцать человек. Первое, что я спросил: «Кто из вас в школу пойдёт работать?» Поднялось две руки. Оно и понятно: кто хочет работать за 15 тыс. рублей в месяц? У нас капиталистическое отношение ко всему. Но почему-то все думают, что призвание должно быть только у учителей, а всем остальным позволительно хотеть работать за деньги. Есть ненормальные энтузиасты, но их очень мало.

Вахитов М.Н.: И надо создать учителю условия, чтобы он мог развиваться. А то у нас учитель географии нигде не был, а дети были везде. 

Темирханов Д.Г.: И это, кстати, не смешно. Я ежегодно своих учителей спрашиваю: что в течение года прочёл, на каких спектаклях был, какие фильмы посмотрел, куда съездил и т.д. Почему мы всегда ставим вопрос однобоко? Мы думаем, что школа нам что-то должна. А что родитель должен себе и своему ребенку? Государству? Школе? 

Поэтому сегодня родительские собрания обычно начинаются с раздачи квитков на добровольные пожертвования, а учитель выбивает эти деньги как коллектор?

Вахитов М.Н.: Тема добровольных взносов сильно портит ситуацию, она у нас спекулятивная. Коль государство на данный момент не может обеспечить школу всем необходимым, значит, дело за родителями. Речь идёт о том, чтобы создать детям все условия для успешной учёбы. Поймите, школы просто не будут приняты, если в ней не будет работать пожарная сигнализация и проч. Существует выбор – учиться в сарае или всё-таки совместными усилиями родителей и руководства школы привести её в надлежащий вид. Я лично внёс в школу, в которой работаю, больше, чем все родители вместе взятые. Но это мой выбор.

Давайте вернёмся к нашей теме. Всё же почему некоторым нынешним детям учиться в школе совсем не интересно? 

Забачёва Е.Н.: Долгий период времени мы пребывали в советской системе образования. И с нашего советского образования всегда брали пример. И до сих пор, по результатам соцопросов, подавляющее большинство граждан (больше 80%) главной целью образования считают воспитание человека-творца. В современных зарубежных учебниках то он отчуждает наших детей от образовательного процесса в принципе. Приведу в качестве примера одну задачку: «У собаки было 12 костей, 7 она сгрызла. Потом мимо пробежал кот, собака побежала за ним и отгрызла ему ухо. Сколько костей осталось, когда собака вернулась?» В известном учебнике Петерсона по математике 119 персонажей, но только 9 из них связаны с нашей русской культурой, остальные – Белоснежки, гномы и т.п. Повторю, всё это отчуждает наших детей, они поэтому не хотят учиться!

Нужно ли в таком случае переносить передовые западные методики образования на нашу русскую почву?

Суптелло Н.П.: Нам западные системы не подходят, потому что у нас русские дети и у нас всё по-другому. 

Вахитов М.Н.: Мы применяем опыт передовых мировых школ там, где это уместно, но говорить о переносе системы в целом не можем. И незачем нам целиком перенимать их опыт. Там больше требований к педагогам и к родителям, системы более жёсткие. Допустим, в Чикаго (США) родитель приходит с замечанием, что у ребёнка что-то не получается. Начинают разбираться детально. Если выясняется, что школа сделала всё, что могла, идут обратно к родителю. Значит, он недодал ребёнку! Там родитель обязан тратить как минимум 40% своего времени на работу с ребёнком. Доля истины тут есть: успешным ребёнок вырастает всегда в сотрудничестве с родителями. Что касается идиотских книжек и учебников, мне кажется, что сегодня учитель достаточно свободен в части того, какую конкретно задачу предложить. Учитель должен уметь рисковать и идти своим путём, если чувствует что этот путь верный. Конечно, не оголтело, он должен советоваться со своими коллегами и родителями. Я всегда жду критики со стороны родителей и всегда им говорю, делитесь, ругайте, я не буду за это мстить вашим детям, я жду обратной связи! Не надо сразу жаловаться министру образования далёкому от образования.

Ефремцев С.В.: А у меня нет претензий к учебникам. Я ими не пользуюсь. На литературе в старших классах он вообще не нужен. Есть текст, он написан в десять тысяч раз лучше. А какой язык был чистый!.. Учебник - это уже выжимки, статусы из контактов. Зачем я буду общаться с детьми статусами из контактов? Это неинтересно! Огромное количество учебников не обеспечивает качества.

К чему должна готовить школа – к экзаменам или к жизни?

Темирханов Д.Г.: А экзамены это не жизнь? Вменяемой и прозрачной альтернативы ЕГЭ сегодня нет. 

Емельянова Л.А.: Мы считаем, что не нужно противопоставлять жизнь экзаменам!

Суптелло Н.П.: Почему-то у нас преподносят ЕГЭ как пугало, как нечто изуверское и уродливое. Говорят, мол, раньше было лучше и проще. Да ту систему экзаменов, которая была раньше, вы сейчас и не потянете! В общем, это нагнетание провоцирует психоз. И это мешает работать, между прочим. Для ребенка, которого учат как должно, экзамен проблемой и стрессом не становится.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах