Примерное время чтения: 11 минут
623

В Челябинской области интернетом не пользуются только 10% населения

В Челябинской области продолжают активно устранять цифровое неравенство территорий. Пресс-центр «АиФ-Челябинск» провёл онлайн-конференцию, приуроченную к Международному дню без интернета, который отмечается 29 января.

Традиционно речь пошла о новейших услугах и возможностях провайдеров, о ценах на интернет и о том, реально ли в наши дни жить без интернета и мобильной связи.

Участие приняли:

- Кокорюкин Василий Владимирович, первый заместитель Министра информационных технологий, связи и цифрового развития Челябинской области

- Козлова Анна Игоревна, директор МегаФона в Челябинской области

- Осинцев Алексей Александрович, заместитель  технического директора Челябинского филиала «Ростелеком»

- Воронин Антон Владимирович, заместитель технического директора компании «Интерсвязь»

- Галилеева Светлана Викторовна, директор челябинского филиала Tele2

- Тырышкин Вадим Вениаминович, руководитель по развитию межрегионального филиала Южный Урал АО «ЭР-Телеком Холдинг»

- Березной Андрей Николаевич, директор МТС в Челябинской области

- Карпенко Анастасия Вячеславовна, директор отделения Билайн в Челябинской области

Представляем вашему вниманию сокращённую версию стенограммы мероприятия.

Каков процент проникновения интернета в Челябинской области? Достигли ли мы 100%-ного показателя? Проблемных территорий не осталось?

Кокорюкин В.В.: Интернетом активно пользуются более трёх миллионов южноуральцев, т.е. порядка 90% от общей численности населения. Чаще люди пользуются несколькими способами доступа. Последние два года рост количества пользователей Сети замедлился и составляет 3-5% в год. А рост пользователей фиксированного доступа - где-то 1-2%. Сместились предпочтения: сегодня пользователи закачивают тяжёлый контент, совершают финансовые операции (госуслуги, мобильные банки), высок процент пользователей соцсетей и мессенджеров. Увеличивается количество онлайн-сервисов. Операторы связи потихоньку всё глубже продвигаются в сельскую местность. Стоимость подключения там, к сожалению, пока выше, чем в городе. Одной из причин остаётся недостаток навыков для работы в сети интернет.

Какая работа по устранению цифрового неравенства в Челябинской области проведена за 2020 год?

Кокорюкин В.В.: Правительство региона ежегодно финансирует устранение цифрового неравенства. Операторы связи могут возместить до 90% своих затрат на создание и модернизацию инфраструктуры связи на территории области. В прошлом году на эти цели из областного бюджета выделено 21,9 млн рублей, в этом планируется 15 млн.

Осинцев А.А.: С 2015 года год мы обеспечили бесплатными точками доступа Wi-Fi 258 населенных пунктов. В 2020 году интернет по программе устранения цифрового неравенства появился у жителей села Веселовка и Куваши, поселков Запасное и Северный, а также и в других населенных пунктах. Вообще за последние пять лет за счет собственных средств построили более трёх тысяч километров оптики в 30 районах области. В 2020 году УЦН запустили в Златоустовском городском округе, в Веселовке и Кувашах, закончили работу в пос. Северный Кыштымского городского округа. В пос. Запасном Карталинского района была очень тяжелая точка, долго искали техническое решение вместе с Минсвязи. Южноуральцы активно используют бесплатный Wi-Fi, чтоб зайти на портал госуслуг, для оплаты коммуналки, заказа документов и записи к врачу. Бесплатные точки доступа обычно установлены в местах массового пребывания людей - в магазинах, школах, клубах.

Тырышкин В.В.: Наша компания с 2019 года участвует в одном из важнейших таких проектов – подключение социально значимых объектов (СЗО) к высокоскоростной сети интернет в 13 субъектах РФ, в числе которых и Челябинская область. В перечень социально значимых объектов входят: фельдшерско-акушерские пункты, муниципальные образовательные учреждения (школы, детские сады, колледжи), органы местного самоуправления, объекты МЧС (пожарные части и посты). За прошедший период (2019 и 2020 годы) в регионе были подключены 609 СЗО. Конкретно за 2020 год – 334. Плюс, дополнительно до 1 декабря 2020 года были оцифрованы еще 62 объекта Челябинской области. В допобъем вошли ФАПы и здания администраций. До конца проекта – до 30 сентября 2021 года, в регионе доступ к высокоскоростной сети интернет получат еще 441 СЗО. По итогам проекта, интернет на скорости до 100 Мбит/с станет доступен в 446 населенных пунктах Челябинской области. На базе уже построенных сетей у жителей отдаленных поселков и деревень появится возможность подключения современных цифровых сервисов и  услуг связи себе домой.

Карпенко А.В.: Билайн на Южном Урале постоянно ведет работы по улучшению скоростных параметров и доступности мобильного интернета, что позволяет обеспечить жителей большинства населенных пунктов области 4G-скоростями. За 2020 год мы значительно расширили сеть в Магнитогорске, Копейске, Озерске, Трехгорном, Усть-Катаве, Бакале, Аше, Сатке, Троицке, Еманжелинске и других. Часть запусков новых базовых станций произошло в населенных пунктах с численностью до 3 тысяч человек. Теперь и у жителей небольших поселений Челябинской области высокоскоростная сеть LTE с мгновенным доступом к онлайн-ресурсам и цифровым сервисам для работы и отдыха.

Есть ли наблюдения по количеству гаджетов или хотя бы мобильных номеров, приходящихся на душу населения? Ведь сегодня у многих по две и даже три сим-карты…

Кокорюкин В.В.: По итогам выборочного обследования домохозяйств области, в среднем на сто домохозяйств приходится 45 компьютеров и 82 портативных устройств (ноутбуки, планшеты и т.п.).

Насколько увеличился домашний трафик южноуральцев с начала пандемии и в период всеобщей самоизоляции? Действительно ли люди стали чаще смотреть кино в режиме онлайн? Все ли операторы выдержали повышенную нагрузку на сеть?

Кокорюкин В.В.: Для связистов пандемия стала настоящим испытанием: нагрузка на мощности стала колоссальной. По нашим данным, скачок трафика был в первые две недели изоляции, особенно это было заметно по ресурсу «Сетевой город», где родители и учителя обменивались информацией. Все операторы связи с нагрузкой достойно справились, иногда оперативно увеличивали емкость сетей, потом трафик стабилизировался. В настоящее время в выходные еженедельно наблюдается рост трафика на 5-10%.

Осинцев А.А.: В марте, когда большинство перешло на «удаленку» и «дистант», у нас трафик вырос на 43%. Для сравнения: в 2019 году за месяц качали 19 тысяч терабайт, в 2020 – больше 30. Даже подключение абонентов выросло на 22%. Мы были готовы к повышенным нагрузкам, поскольку был запас пропуска трафика. Но трафик будет расти и дальше, поскольку многим новый формат работы пришелся по душе. Поэтому сейчас мы оперативно расширяем пропускную способность и продолжаем модернизировать сеть.

Козлова А.И.: Мы ежегодно наблюдаем рост количества цифровых абонентов. В 2020 году каждый второй наш абонент стал цифровым. По России мобильный трафик компании вырос на 18%, на Южном Урале - на 41%. Чтоб было понятно, этот объём сопоставим с 10 млн фильмов в HD-формате. Что качают? Тяжелый контент – видео и аудио. Интересуют пользователей финансовые приложения, планировщики, трекеры. Самые популярные мессенджеры в нашем регионе – Ватсапп и Вайбер. Главный запрос к операторам - скорость мобильного интернета.

Тырышкин В.В.: По нашим данным, в пандемию нагрузка на сеть увеличилась на 35%. На первом месте соцсети и мессенджеры, на втором - игровые и околоигровые сервисы, на третьем - видеохостинги, онлайн-кинотеатры. Наблюдали рост интереса пользователей к новостному, познавательному и образовательному контенту. Особенно отмечу платформы онлайн-обучения и онлайн-конференций (типа ZOOM), рост трафика на них увеличился в среднем в 5 раз. В первом полугодии 2020 года мы дополнительно инвестировали в модернизацию своей сети и повышение ее надежности. Поэтому были готовы к таким нагрузкам и росту трафика, обеспечивая пользователям стабильную скорость соединения и беспрепятственный доступ к возможностям современных социально значимых сервисов.

Карпенко А.В.: С наступлением пандемии, конечно, был отмечен рост мобильного трафика. Хочу отметить, и что в период самоизоляции ценность общения для клиентов стала играть важную роль. Во время «нерабочих недель» поддерживать связь с коллегами и близкими на расстоянии удавалось за счет мессенджеров, социальных сетей и приложений для видео-разговоров. Средний трафик пользователя Skype увеличился в 3,2 раза, а трафик Facetime — в 2,9 раз. Трафик мессенджеров — WhatsApp и Viber — в период самоизоляции увеличился на 42% и 52% соответственно.  В период самоизоляции жители стали больше пользоваться и соцсетями — по сравнению с обычными днями дата-трафик на одного пользователя соцсетей вырос на 12,6%. Помимо онлайн-общения, люди предпочли потратить часть незанятого времени на саморазвитие: изучение иностранных языков, чтение книг и хобби. Например, посещаемость сервиса «Билайн.Книги» увеличилась на 15%.

Галилеева С.В.: За первые месяцы пандемии потребление трафика в регионе выросло более чем на 20% год к году. Ключевым отличием прошлого года стало перераспределение трафика в новые районы. Вопреки ожиданиям, нагрузка выросла в спальных районах и дачных поселках. Компания оперативно сосредоточилась на строительстве сетей и увеличении их мощности в этих локациях.  Пришлось оперативно модернизировать более 500 объектов, достраивать сеть. В 2020 году мы увеличили количество базовых станций стандарта 4G в регионе на 9,3%, и на сегодняшний день связью стандарта 4G обеспечены 98,3% жителей региона. В целом потребление трафика выросло в 2020 году на 40%.  В топ-5 городов и районов региона по потребляемому объёму трафика вошли Челябинск, Магнитогорск, Миасс, Копейск и Златоуст. Еще один интересный тренд вторая волна цифровой грамотности среди людей возраста 60+. Количество абонентов этой категории выросло до 15% в общей базе. 62% из них пользуются смартфонами и расходуют в среднем по 10 Гб в месяц!

Воронин А.В.: Мы наблюдали в апреле до 40% всплеск в связи с тем, что люди сидели по домам, потом все нормализовалось и рост стал органическим, пропорциональным зонам покрытия. Мы не связываем его с пандемией и массовым переходом на «удалёнку». В контенте мало что изменилось: южноуральцы предпочитают отечественные порталы, соцсети, поисковики. По запросам Яндекс превосходит Гугл. Из соцсетей лидирует Фейсбук. Люди чаще смотрят фильмы онлайн, чем качают, поскольку интернет стал качественнее, пропускные способности - выше.

Березной А.Н.: В пандемию мы видели кратный рост трафика и, по нашим прогнозам, такая тенденция будет продолжаться в дальнейшем. Согласно индексу цифровой активности, который МТС рассчитывает с помощью обезличенных больших данных, с началом пандемии южноуральцы стали почти вдвое чаще обращаться к цифровым сервисам по сравнению с показателями «докарантинного» 2019 года. Так, например, количество обращений жителей Челябинской области к интернет-магазинам возросло в 4 раза, к онлайн-кинотеатрам и сервисам просмотра видео - в 3,5 раза. В топ-3 по росту популярности вошли игровые ресурсы – в среднем в прошлом году их посещали в 3 раза активнее, чем годом ранее. Big Data также помогает нам видеть, где южноуральцы активнее пользуются связью, в какое время возрастает нагрузка, с учетом этого мы «усиливаем» сеть – расширяем емкость и строим новые базовые станции.

На федеральном уровне недавно сообщалось о том, что будет разрабатываться российский аналог платформы ZOOM, которая сегодня активно используется в дистанционном обучении, при проведении бизнес-совещаний и т.п. Есть ли новости?

Осинцев А.А.: 7 декабря вышло постановление Правительства РФ о проведении эксперимента с упомянутым продуктом. Ростелеком и Mail.ru Group подписали документы о партнерстве и развитии такой платформы. Её рабочее название «Сферум». В первом квартале 2021 года в пятнадцати регионах планируется тестовый запуск платформы. Челябинская область входит в этот список. На платформе можно будет проводить групповые видеоконференции (пока до 100 участников), подключаться можно будет с любого устройства. Предусмотрены чаты для обучения, закрытые сообщества для школ и классов, можно будет делиться контентом – фото, видео, презентациям. Предполагаем интеграцию с платформой «Моя школа». А вот бесплатным или нет будет пользование платформой, пока сказать не можем.

В Роскомнадзоре заявляли, что запад теоретически может «отключить» Россию от мировой сети, поэтому стране нужен свой автономный интернет по примеру китайского. Будет ли он создан к концу 2021 года, как это планировалось?

Кокорюкин В.В.: Не вся информация пока открыта, но без интернета не останемся! Ещё пять лет назад Президент РФ Владимир Путин подписал указ «О некоторых вопросах информационной безопасности Российской Федерации», который предполагает образование государственного сегмента Интернета. Вы наверняка слышали о нём, это RSNet. Работы ведутся.

Не планируют ли операторы повышать в этом году цены за интернет-связь?

Воронин А.В.: «Интерсвязь» цен ещё ни разу не повышала с момента появления безлимитных тарифов. И пока не планирует, поскольку сохраняется прирост клиентской базы.

Козлова А.И.: Мы в 2020 году цен не меняли, даже несмотря на колоссальные потери в плане роуминга. Стремились к тому, чтоб у абонентов не было дискомфорта, предоставляли бесплатные опции и дополнительные возможности. Сейчас анализируем тарифную линейку. Будут повышаться цены или нет, сказать пока не могу. Решение будет принято в ближайшее время.

Карпенко А.В.: Билайн не планирует в самое ближайшее время повышения тарифов на свои услуги. Наше текущее актуальное предложение по тарифам Связь Z дает возможность самому клиенту выбрать те услуги, которые наиболее ему нужны и платить только за них. В целом с учетом результатов экономической деятельности операторов корректировка цен как в сторону увеличения, так и снижения – это стандартная рыночная практика.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах