Рыбак-любитель Дмитрий Ганькин из Златоуста всю жизнь ловил рыбу с берега и мечтал о резиновой лодке. В этом году, наконец, решился на покупку. Облюбовал двухместную «уфимку» на известном сайте объявлений за 6 тыс.рублей, позвонил продавцу. Тот пообещал привезти товар лично тем же вечером, деньги попросил заранее перевести на банковскую карту, «привязанную» к номеру телефона. Дмитрий перевёл, но лодки так и не дождался.
В управлении уголовного розыска ГУ МВД России по Челябинской области сообщили, что «развод» рыбаков – достаточно популярная тема у мошенников.
«Очень много случаев почему-то именно с лодочными моторами, - подчеркнул заместитель начальника управления Денис Ершов. – Часто рыбаки покупают их через интернет. В ответ на запрос мошенники высылают фотографию мотора, документы, техническую характеристику и даже снимки, свидетельствующие, как бережно упаковывают лодочный мотор в транспортной компании. При этом требуют безналичную стопроцентную предоплату. Покупателю отправляют трек-номер, с помощью которого можно отслеживать путь товара, его местоположение. Но когда он получает посылку, обнаруживает внутри камни, кирпичи или ещё что-то похожее по весу. В прошлом году мы вышли на одного такого мошенника, который наживался именно на продаже несуществующих лодочных моторов».
«Лохотрон» по объявлению
И сколько подобных случаев за последнее время! В Аргаяшском районе злоумышленники похитили у женщины около 30 тыс. рублей, их она перевела за покупку детской коляски, объявление о продаже которой увидела в социальной сети. Коляску она так и не получила. Жительница Копейска поверила пришедшему на электронную почту письму от организации, продающей спецодежду, и сделала заказ на 25 тыс. рублей, но товар к ней не пришел. Две челябинки лишились более 20 тыс. рублей, желая приобрести двух собак породы шпиц. Информацию о продаже они увидели на популярном сайте. Еще один житель Челябинска остался без 30 тыс. рублей, когда пытался продать автозапчасти для автомобиля, предоставив псевдопокупателю доступ к своему банковскому счету. По такой же схеме златоустовец лишился почти пятидесяти тысяч рублей, выставив на продажу дом, за который рассчитывал получить предоплату. Житель Челябинской области перевел деньги мошенникам после телефонного разговора с «сотрудницей банка». 68-летний пенсионер лишился 250 тысяч рублей.
Активность мошенники проявляют и в социальных сетях, взламывая аккаунты пользователей и от их имени выманивая деньги у подписчиков под различными предлогами. «Подруга, привет! Выручи, пожалуйста, до зарплаты хотя бы парой тысяч рублей!» Получив такое сообщение, жительница Челябинска перечислила незнакомцу почти 6 тыс. рублей. В Златоусте местный житель перевел злоумышленнику порядка 190 тысяч рублей.
Ведутся почти все
Заявления от южноуральцев, пострадавших в результате мошеннических действий неизвестных, поступают в полицию каждый день. Жертвами становятся люди разных возрастов и различного финансового достатка: от студента до пенсионера, от разнорабочего до руководителя.
«Налицо серьёзный рост преступлений, совершаемых дистанционным способом, - констатировал Ершов. - С улиц города воры и мошенники переместились в виртуальную реальность. Регулярно появляются всё новые и новые схемы обмана. Проблема достигла таких масштабов, что решено в ближайшее время укрупнять специальный отдел в региональном ГУ МВД по борьбе с киберпреступлениями. Сейчас в отделе трудятся 20 человек, а будет 30».
С начала года полицейские зарегистрировали порядка 5 тыс. случаев бесконтактных мошенничеств, из них раскрыто около 1500. Самый известный способ «развода» – звонки от родственников, попавших в беду. Мошенники звонят, как правило, пожилым людям в ночное или вечернее время, представляются родственником, попавшим в беду, но имени своего не называют, разговаривая шёпотом или приглушенным голосом, и просят денег, чтоб решить какую-то проблему. Будущие потерпевшие сами называют имя родственника («Миш, ты что ли?!») и приходят на помощь. Деньги либо перечисляют на чью-то карту, либо передают специально подъехавшему человеку. Порой «посыльными» становятся обычные таксисты, не подозревающие ничего плохого.
«Раскрываемость составляет от 20 до 50% в зависимости от способа совершения преступлений, - прокомментировали в региональном Главке. - Безнадёжных случаев нет, каждое бесконтактное преступление имеет свой «цифровой» код, рано или поздно оно всё равно будет раскрыто, вопрос только в сроках. Банковские организации не всегда оперативно отвечают на наши запросы, операторы сотовой связи не всегда предоставляют полную информацию, приходится делать повторные запросы».
Бьют по больному
В Отделении Челябинск Уральского ГУ Банка России заявляют, что карантин спровоцировал резкий рост кибермошенничеств.
«С момента начала пандемии участились звонки от мошенников, рост их на 300%. - отметила начальник отдела платежных систем и расчётов Людмила Панина. – За первый квартал 2020 года в отношении клиентов кредитных организаций совершено около 164 тыс. несанкционированных операций, сумма хищений - свыше 1,5 млдр рублей».
Она отметила, что мошенники постоянно совершенствуют свои схемы, дорабатывая их под ту ситуацию, которая актуальна в стране, в мире, в экономике. Когда объявили пандемию, мошенники в своих звонках обещали гражданам рассрочки по кредитам, компенсации, выплаты, возврат денег за неиспользованные авиабилеты. Одним предлагали пройти обследование на коронавирус, переодевались в одежду медработников и ходили по домам. Другим рассылали информацию о якобы нарушении режима самоизоляции и необходимости онлайн-оплаты наложенного штрафа. Когда Путин объявил о детских выплатах, но люди ещё не знали, куда и с какими документами обращаться, мошенники создавали фишинговые сайты, делали рассылки и просили пройти регистрацию, обещая мгновенное поступление выплат. В конечном итоге цель преследуется всегда одна - получить доступ к конфиденциальным данным пользователей - логинам и паролям и ограбить.
«Ваш счёт хотят ограбить!»
«30-летней женщине, юристу позвонил человек, представился сотрудником банка, сообщил, что взломан её банковский счёт, - рассказала Панина одну из недавних историй. – Чтобы сохранить деньги, предложил перевести их на резервный счёт. При этом ей нужно было назвать трёхзначный код, указанный на обороте банковской карты, который относится к секретным данным и обычно используется для покупок в интернете. Женщина ответила, что она знает, что эти данные никому говорить нельзя. Лжесотрудник банка ответил: «Вы правы! Более того, если служба безопасности банка узнает, что вы мне сообщили такие сведения, я буду уволен! Но я сейчас положу трубку, а вам перезвонит робот, который установлен в банке, вот ему и скажете код, а он уже переведёт деньги на безопасный счёт». И она сказала! В итоге лишилась всех накоплений».
Самое интересное, что некоторые обманутые до последнего верят, что всё сделали правильно, что деньги переведут, что их никто не обокрал, что привезут заказанный товар. Полицейские признаются: кого-то даже приходится уговаривать писать заявления.
«Сотрудники банка всегда звонят с официального номера телефона, который указывается на обороте банковской карты, - предупреждает Панина. – Также его можно уточнить на официальном сайте кредитной организации. Мошенники же часто звонят с городских или обычных сотовых. Старайтесь либо не отвечать на звонки с незнакомых номеров, либо при первых же подозрениях закончить разговор. А если у вас возникли сомнения и вы после разговора решили перезвонить, набирайте номер вручную, то есть набирая на клавиатуре каждую цифру. Ни в коем случае не нажимайте кнопку обратного вызова: можно лишиться денег и таким образом».
За первые пять месяцев 2020 года Центробанк отправил на блокировку порядка 8 тысяч номеров телефонных мошенников. Для сравнения: за весь 2019 год таких номеров было порядка 13 тысяч.
К сожалению, среди преступников встречаются такие умельцы, которые могут не только снять деньги с зарплатной карты, но и опустошить кредитную. В итоге человек оказывается еще и должником банка.
«В ресторанах и в некоторых магазинах люди бездумно передают свою банковскую карту для оплаты официанту или продавцу, - говорит Денис Ершов. - Так делать нельзя, пусть приносят мобильный терминал и рассчитывают вас на ваших же глазах! Недавно задержали челябинца, который по службе имел доступ к банковским картам клиентов, когда они оплачивали услуги. Он фотографировал банковскую карту с обеих сторон или просто запоминал и записывал данные, а в дальнейшем использовал их для приобретения спортивных товаров в интернет-магазине».
Конечно, любого человека, попавшегося на удочку мошенников, неизменно интересует вопрос: можно ли вернуть деньги? В полиции уверяют, что да. В ходе следствия устанавливается движимое и недвижимое имущество воров, арестуются счета. В дальнейшем потерпевшим могут быть возвращены средства, но происходит это только по решению суда, то есть не быстро. Поэтому будьте бдительны.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Александр Щербинин, адвокат
Если вас «развели» в режиме онлайн, можете забыть про деньги, которые потеряли: вернуть их удаётся очень и очень редко, как показывает практика. Злоумышленники продумывают всё до мелочей, заводят сразу много счетов. Украденные суммы движутся с одного счёта на другой, потом – на третий и т.д. В итоге отследить, где они были обналичены, практически невозможно. Обилие мошеннических схем поражает, а количество бесконтактных краж растёт в геометрической прогрессии. Лично ко мне с начала карантина по подобным случаям обратились уже три десятка человек.
КОММЕНТАРИЙ
Ольга Виноградова, агроном
В этом году стал популярен «лохотрон» для садоводов, хотя придумали его ещё раньше. Речь о некой коробочке-ягоднице, которая якобы круглый год будет давать щедрые урожаи клубники, вишни, лимонов и проч. Цена за одну коробочку (величиной с сотовый телефон – Прим.ред.) – в среднем от 2 тыс.рублей. В коробочке находится якобы уникальная эквадорская почва и семена. В объявлении сообщается, что семена под высоким давлением обработаны новейшим биостимулятором роста, который не только ускоряет созревание ягод, но еще и защищает растения от всех известных болезней, которые могут ей навредить. Но не существует биостимуляторов, которые могли бы защитить от всех болезней и вредителей сразу. Также покупателям сулят первый сбор ягод уже через три недели. Это тоже нереально ни при каких условиях. Даже если вы посадите готовый куст земляники, на его укоренение уйдет 1,5-2 месяца! Конечно, всё это – из области фантастики. Я знаю одного парня, который купил такую ягодницу по интернету для своей мамы. Посылку получил в почтовом отделении. Но высаженные семена погибли уже через неделю.
Галина Родина, директор дивизиона «Южный Урал» УБРиР
Во время периода самоизоляции граждане стали чаще жаловаться на подозрительные звонки и сообщения. Жертвами мошенников становятся пожилые люди, подростки, люди с низкой финансовой грамотностью, а иногда и представители бизнеса, желающие быстро решить проблемные вопросы. Службы безопасности банков ведут работы по противодействию мошенническим схемам, мониторят характер операций по картам клиентов с помощью специальных программ. Когда система указывает на сомнительность той или иной операции, банк может ее приостановить до выяснения ситуации с владельцем карты. Но 100% гарантии, что банк заблокирует все мошеннические операции, нет. Если клиент сам сообщает мошенникам данные своей карты, CVV-код и пароли, приходящие в смс, то, по сути, он дает им в руки ключи для акцепта любых операций по карте.
Сергей Лукоянов, управляющий Альфа-Банком в Челябинской области
По нашим данным, Челябинская область - в первой десятке регионов с повышенным вниманием кибермошенников. Это не всегда банковская среда, мошенники орудуют также в сферах доставки продуктов и медицинских анализов.
Как противостоять кибермошенникам? Во-первых, без паники. При любом сомнительном звонке просто положите трубку и перезвоните в банк. Номер телефона указан на вашей карте. Нет ничего страшного в том, что вы сбросите звонок реального банковского менеджера — лучше перестраховаться. Во-вторых, помните, что банк практически никогда не звонит клиентам-физическим лицам. В-третьих, всегда перепроверяйте информацию с рекламных объявлений на сайте банка.
Если банк все же принял решение звонить вам, то он никогда не спросит ваше имя, дату рождения, адрес прописки и любые другие персональные данные, просто потому что вы уже знакомы. Банк никогда не запрашивает пароли из смс. Такие вопросы могут быть, но исключительно для идентификации клиента — когда вы звоните банку, а не он вам.
Несколько недель назад мы запустили обучающий проект, которые поможет нашим клиентам научиться распознавать мошенников. Альфа-Банк взял шрифты и стиль оформления мошеннических рекламных объявлений и разработал фейковую страницу своего же сайта alfaprank.ru При переходе по поддельному рекламному объявлению клиент попадает на страницу «Осторожно, мошенники!». Здесь же расположена подробная инструкция, как не попасться на удочку мошенников.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
5 тыс. рублей - средняя сумма ущерба от «встречи» с мошенниками, действующими под видом банковских работников. Таковы результаты опроса «Лаборатории Касперского», проведённого в первом полугодии 2020 года. Участвовали в опросе 500 респондентов.
Также есть информация, что в подавляющем большинстве случаев (более 90%) речь идёт о телефонном мошенничестве, причём звонки поступают в основном в рабочее время - с понедельника по четверг, с 11 до 18 часов.
5 простых правил
«Лаборатория Касперского» и Райффайзенбанк напоминают о базовых правилах безопасности, которые позволят противостоять телефонным мошенникам.
1. С осторожностью относиться к любым звонкам от людей, которые представляются сотрудниками банков.
2. Не переходить по сомнительным ссылкам из СМС или сообщений в мессенджерах.
3. Ни в коем случае никому и никогда не сообщать CVV и одноразовые коды из СМС или push-уведомлений.
4. В случае любых подозрений немедленно положить трубку и перезвонить в банк самостоятельно по номеру, указанному на обратной стороне карты.
5. Установить защитное решение, определяющее мошеннические и спам-номера.