Примерное время чтения: 10 минут
810

Автопарк – больше, парковок - меньше

Александр Фирсов / АиФ

В пресс-центре «АиФ-Челябинск» прошла пресс-конференция по темпам автомобилизации Челябинской области и по ситуации на авторынке в целом. Участие приняли:
- Куляшов Максим Николаевич, заместитель начальника УГИБДД ГУ МВД России по Челябинской области, полковник полиции;
- Рулевский Александр Дмитриевич, президент Ассоциации челябинских автомобильных дилеров Челябинской области (ЧААД);
- Мещеряков Александр Александрович, коммерческий директор группы компаний «Сатурн».

Публикуем сокращенную версию стенограммы мероприятия.

Автомобилизация в стране выросла в полтора раза за последние 10 лет. В городах Челябинской области и в областной столице также наблюдается бурный прирост автомобилей?

Куляшов М.Н.: Да, за последние 10 лет количество транспортных средств, зарегистрированных в области, увеличилось почти на 550 тыс. Если в 2006 году в регионе насчитывалось чуть менее 850 тыс. ТС, то теперь их стало 1 396 864 (на 31 декабря 2016 г.). В этом году будем собирать новую статистику. Это и грузовые, и легковые, и все остальные автомобили. Если брать в процентном соотношении, то прирост составил 65%. Непосредственно в Челябинске число зарегистрированных ТС увеличилось с 289 тыс. в 2006 году до 435 тыс. в текущем году. Доля Челябинска в автомобилизации области в 2006 году составляла 34%, в 2016 – 31%. Видно, что подрастают другие территории. 

Исследователи из «Автостат» пришли к выводу, что в 2017 году автомобилизация в России пошла на спад. Как выглядит ситуация в Челябинске?

Рулевский А.Д.: У нас автомобилизация не пошла на спад. Даже наоборот: впервые с 2014 года нынче рынок идёт на подъём. Со второго квартала этого года продажи растут от месяца к месяцу. Ситуация странная, потому что расходится с прогнозами, которые мы делали в конце прошлого года. А мы прогнозировали, что даже при самых благоприятных условиях останемся на уровне 2016 года или даже чуть-чуть потеряем. Но сейчас мы понимаем, что закончиваем 2017 год с 20%-ным приростом по сравнению к 2016 году. Особых драйверов роста нет: экономика не стала лучше, не появились новые предприятия, не выросла зарплата. Тем менее, по некоторым моделям авто наблюдается даже некоторый дефицит: в автосалонах появились очереди. Мы могли бы продавать больше, если б было больше машин. Я вижу причину такого всплеска в отложенном спросе: за 2015-2016 годы мы продали на 60 тыс. автомобилей меньше, чем могли бы. Сегодня автомобиль не роскошь, не элемент престижа и уже даже не средство передвижения, а необходимый элемент жизни. Люди переезжают в новые микрорайоны, где без машины не обойтись. Кроме того, сегодня машина – это залог того, что вы устроитесь, если даже живёте далеко от работы. В Челябинске автомобиль нужнее, чем в Каслях или в Кусе: там всё в пределах шаговой доступности, а в Челябинске на работу, в магазин или за ребёнком надо ехать. Люди откладывают все прочие покупки и покупают авто. 

А какие прогнозы можно сделать на следующий год?

Рулевский А.Д.: Сложно делать прогнозы. Никто не знает, как поведёт себя экономика, какими будут внешне-политические риски. Поэтому производители намного не повысят квоты на Россию. В лучшем случае дадут 5-7% прироста. И опять-таки может сложиться так, что рынок всех обманет. Такое уже было, когда производители не угадывали с квотами. В результате рождались очереди и дефицит. В этом году правительство, на мой взгляд, очень вдумчиво подошло к субсидированию потребительского спроса: новые программы «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль» попали в точку и способствовали росту рынка. Есть прогноз, что к 2020 году мы выйдем на европейский уровень автомобилизации – у нас будет порядка 500 авто на 1000 человек населения. 

Мещеряков А.А.: В этом году мы по всей стране наблюдаем рост продаж новых и подержанных авто, который практически не был спрогнозирован ни одним из производителей в начале года. Да, есть дефицит по некоторым моделям. Например, обновленный Kia Rio и Lada Vesta. Мы приблизились к показателю – один автомобиль на семью. Прирост будет заключаться в добавлении авто на одну семью. Уровень жизни не повысился, но произошла адаптация людей к текущей ситуации. В итоге мы переплюнули докризисные проценты по автокредитованию. Так, в массовом сегменте сегодня доля кредитных сделок составляет порядка 50% в общем объёме продаж. Т.е. каждый второй автомобиль приобретается в кредит. Это говорит о том, что люди понимают всю нестабильность экономической ситуации. Зная, что их доходы нестабильны, они всё равно берут авто в кредит в среднем на срок на 3-5 лет. 

Каков эффект новых государственных программ поддержки покупателей машин «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», которые начали действовать в июле 2017 года?

Мещеряков А.А.: Эффект, конечно, есть. Он не преобладающий в плане продаж автомобилей. Но всем, кто интересуется кредитами, мы предлагаем обе эти программы. В отличие от программы утилизации они предоставляются не дилерами, а банками. То есть для получения 10%-ной скидки на автомобиль потребитель должен приобретать автомобиль только в кредит. Вообще доля кредитов в массовом сегменте составляет порядка 50%. Из тех клиентов, которые приобретают автомобиль в кредит, порядка 25-30% подходят под программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Хотя тех, кто приходит за первым автомобилем, меньше. 

А по ценам прогнозы есть?

Мещеряков А.А.: Если ситуация в дальнейшем будет более-менее стабильной относительно валютных курсов, если не будет экстренных скачков, то цены будут сохраняться на прежнем уровне. 

Рулевский А.Д.: Вы удивитесь, но цена автомобиля с 2014 года не изменилась. До взлёта курса доллара средняя стоимость автомобиля составляла около 700 тыс. рублей. Но при стоимости доллара в 32 рубля. Т.е. средняя стоимость автомобиля в долларах составляла порядка 25 тыс. Сегодня у нас средняя цена на автомобиль те же 700 тыс. рублей. Но только автомобили другие. Если тогда за 700 тыс. можно было купить Nissan Teana, Toyota Camry, то сегодня это Kia Rio, Hunday Solaris и т.п. Т.е. произошло плавное перетекание спроса в более дешёвый сегмент. 

Автомобилизация - вызов тем, кто обеспечивает безопасность движения. О чём говорит статистика ДТП в Челябинске и Челябинской области? Что вообще можно сказать о культуре вождения в Челябинске? 

Куляшов М.Н.: Если брать прошлый год, то количество погибших снизилось, в том числе погибших детей. Они снижаются ежегодно. Массово в нашем регионе и в областном центре на личных автомобилях стали ездить 20 лет назад, и культура вождения у нас только формируется. Нарушения ПДД, которые раньше казались привычными, сегодня стали вопиющими. Люди меняют отношение к манере езды, нас заваливают обращениями с фотографиями о том, где граждане неправильно паркуются или часто совершают нарушения ПДД. Думаю, через 10-15 лет наши автовладельцы станут гораздо законопослушнее.

Рулевский А.Д.: С увеличением количества автомобилей человек невольно вгоняется в определённые рамки. Обратите внимание: пешеходы нынче переходят дорогу на зеленый сигнал светофора и только на перекрёстках. Вырабатываются правила поведения и у водителей. Лет десять назад я бы не стал останавливаться у пешеходного перехода, по которому идёт пешеход: это же он меня ждать обязан! А теперь меняется всё. От смены стереотипов до нормального поведения за рулём уже не так долго. Например, я сорок лет за рулём и никогда не пристёгивался. В прошлом месяце получил три штрафа за ремень, теперь пристёгиваюсь. Друзья смеются. И я согласен: правильно, давно надо было меня наказать!

Машин в областной столице всё больше, пробки стали привычной картиной. Если ничего не будет меняться в плане дорожной инфраструктуры, не окажемся ли мы в тупике?

Мещеряков А.А.: Могу сказать, что выплатная сумма страховых компаний по восстановительному заказ-наряду постепенно снижается. Это говорит о том, что продолжает снижаться средний чек восстановительного ремонта. То есть увеличение автопарка ведёт к снижению количества ДТП, как это ни странно: чем он больше, тем ниже средняя скорость движения по городу. В часы пик особо не погоняешь. Вообще если сравнивать Челябинск с Уфой, Пермью или Тюменью, то у нас одна из лучших транспортных доступностей: пробок меньше, чем в похожих городах-миллионниках. Даже в часы пик от пункта А в пункт Б расстояние около 20-30 км можно проехать за 20-30 минут. В Екатеринбурге на такой же путь времени тратят больше. С парковками вопрос, конечно, острый и он только обостряется. В Москве уже работают парковки с поминутной арендой  – 8 руб. за минуту. Возможно, оператор таких парковок придёт и в наш город. Но пока такой необходимости нет.

Рулевский А.Д.: По нормам на один автомобиль нужно три парковочных места – у дома, у работы и где-то у магазина. Берём количество авто, зарегистрированных в Челябинске (более 400 тыс), умножаем на 18 кв. метров (средняя площадь трёх парковочных мест) и выясняем, что нам на парковки нужно два Челябинска. Выход – строительство подземных или надземных многоуровневых парковок. Инвестиции сумасшедшие! Новые дороги – это тоже большая проблема. К примеру, от Ленинского района мы отделены Транссибирской магистралью. У нас два перехода всего – один в районе вокзала и один на ул. Рождественского. А вы попробуйте через Транссибирскую магистраль построить переход. Это ж в Москве надо согласовывать на уровне Кабмина РФ! Это стратегическая дорога! Слава богу, через Миасс ни с кем не надо согласовывать, мостов настроилиНадо строить дороги? Надо! Но это дорого. И это понятно. Зато есть другая проблема, и я никак не понимаю, почему у нас её не могут решить. У нас дороги без разметки. Я ехал к вам на пресс-конференцию по проспекту Ленина. Две недели как там положили новый асфальт и до сих пор нет даже сплошной осевой! Я что, слева могу поехать?!. Однажды я оказался в бизнес-пуле в Сербии, представился, что я из Челябинска. Знаете как меня приветствовали? Все воскликнули: «О, Челябинск! Знаем ваш город! Это уникальный город в России без разметки!» И это действительно так. Но ведь разметка – это не новые дороги и не парковки. Сделать разметку стоит гораздо меньших денег. В Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске, Екатеринбурге разметка есть, а у нас нет!

Куляшов М.Н.: Непонятно, почему нанесённая разметка у нас сползает быстрее, чем в других городах. У нас громадные претензии к дорожникам. Более того, несколько раз мы возбуждали дела об административных правонарушениях за ненадлежащее содержание дорог, в том числе по разметке в отношении главы города Челябинска. Суд выносил решения, были штрафы. К сожалению, небольшие. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах