Участие в мероприятии приняли:
Горева Елена Васильевна, начальник отдела торговли и услуг территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области
Рулевский Александр Дмитриевич, лидер Ассоциации автодилеров г.Челябинска
Кольцук Андрей Петрович, учредитель ГК «Планета Авто»
Баукин Георгий Алексеевич, генеральный директор ООО «АВС-Моторс»
Крутасова Мария Владимировна, генеральный директор «Ауди-центр Челябинск»
Прокопьев Владимир Сергеевич, коммерческий директор «ЮРМА-Сервис»
Лобода Виталий Леонидович, уполномоченный представитель Уральского региона Федерации автовладельцев России
Представляем вашему вниманию сокращённую версию стенограммы.
Горева Е.В.: Начиная с 2000 года, Челябинскстат наблюдает положительную динамику продаж различных автомобилей. Исключение составили 2009 и 2010 годы: тогда было небольшое снижение розничной продажи авто. Зато в 2014 году объём розничной продажи авто населению превысился на 11 млрд рублей по сравнению с 2013 годом. Могу также привести следующие цифры. На фоне общего роста потребительских цен (9,9%) в минувшем году автомобили подорожали всего на 2.4%. Цены на бензин при этом за год выросли на 8%. Услуги по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств за прошлый год подорожали на 15,3%. В 2014 году на обслуживание одного авто стали тратить в два раза больше средств, чем в 2011 году. Доля услуг по техобслуживанию - это почти половина рынка бытовых услуг на рынке Челябинской области в 2014 году.
Рулевский А.Д.: Действительно в последние годы авторынок демонстрировал уверенную динамику вверх. В 2008 году мы продали 75 тысяч автомобилей, в 2009 - 29 тысяч, в 2013 - 71, а в 2014 - 61. Цифры по всей России аналогичны цифрам по нашему региону: в 2002 году на тысячу россиян приходилось 144 автомобилей, в 2015 – уже 281. Всего лишь за тринадцать лет парк удвоился. Если говорить непосредственно о Челябинске, то на тысячу горожан приходится 340 автомобилей. А в Екатеринбурге 430, таким уровнем не каждая европейская страна может похвастаться! Как и закредитованностью, подобной нашей. Давайте посчитаем. Средняя зарплата в Челябинской области – 28 тысяч рублей. Средняя семья у нас это три человека – двое работающих и один ребёнок. То есть на каждого члена семьи приходится порядка 18,5 тысяч рублей дохода в месяц. На эти деньги надо жить, надо покупать продукты, надо одеваться, надо платить за квартиру и т.п. На автомобиль остаётся? По моим расчётам нет. Однако! Население Челябинской области – это примерно три миллиона человек, то есть один миллион среднестатистических семей из трёх человек. За прошлый год в области продано 70 тысяч новых автомобилей. Получается, что каждая четырнадцатая семья купила новый авто. Как?! При 18 тыс.рублей дохода на каждого?! Очень просто взяли деньги на стороне, то есть в банке. Сегодня средняя закредитованность жителя области - 70 тыс. рублей.
Говорят, что в связи с таким насыщением рынка для автодилеров настали тяжёлые времена и в ближайшие годы в стране закроется каждый пятый автоцентр…
Рулевский А.Д.: Я не верю, что каждый второй или пятый автоцентр в стране закроется. У нас компании пережили 2009 год ничуть не лучше. Кольцук начинал в 1999 году, когда курс доллара менялся четыре раза за сутки. Уйти с авторынка невозможно: автомобильный бизнес сложен как в плане захода на него, так и в плане ухода. Инфраструктуру не переформатировать, автосалон нельзя превратить в спортивный комплекс. Человек, который прекрасно ремонтирует автомобили, не переквалифицируется в каменщики или повара. Рынок спасётся. Ведь по статистике один проданный автомобиль кормит 14 человек. Хотя бы поэтому меры господдержки авторынка должны появиться.
Кольцук А.П.: Говорить за всю Россию не стоит, но закрытия действительно будут, потому что структура доходов в дилерском центре формируется именно из продаж. В Челябинске будет закрыто как минимум пять точек продаж «Шевроле» и «Опель». Новые автомобили этих марок поставляться на рынок не будут и, соответственно, не будут продаваться.
Как отразится эта ситуация на владельцах автомобилей данных марок? Ожидать ли изменений качества оказаний услуг официального сервиса?
Кольцук А.П.: Эти автомобили продавались в нашей области с 1997 года, во всей области их насчитывается порядка 37 тысяч. Конечно, мы сохраним обслуживание. Переживать по этому поводу не стоит. Запчасти для автомобилей данных марок с рынка не пропадут, ведь их производят и в Европе, и в Корее. Никто не отменял интернет-продажи, которые сегодня распространены по всему миру. Единственное: поскольку запчасти находятся за пределами РФ, то их себестоимость напрямую зависит от курсов евро, доллара и других валют мира. А, следовательно, будет расти.
А если говорить о гарантийных обязательствах?
Кольцук А.П.: Ответственность за машины, которые находятся на гарантийном обслуживании, согласно закону лежит на продавце. Нам не интересно ни ремонтировать, ни восстанавливать эти автомобили: это возврат и финансовые убытки. К сожалению то, что марка ушла с рынка, наше судопроизводство интересует меньше всего.
Рулевский А.Д.: Хочу заметить, что о своём уходе с российского авторынка компания General Motors объявила совершенно нецивилизованным способом – через интернет, через сайт РБК. Кольцук даже никакого письма не получил. В среду дилеров спрашивали, сколько им нужно каталогов по новым моделям, а в четверг с ними попрощались. К слову сказать, европейские дилеры за три года до ухода «Шевроле» из Европы были предупреждены о том, что бизнес нужно «гасить».
Кольцук А.П.: Надо полагать, что решение уйти с рынка навряд ли было принято в течение одной недели. Между тем бизнес в нашей отрасли обоюдный: это не только инвестиции со стороны мировых автопроизводителей, но и значительные инвестиции со стороны российского бизнес-сообщества. Чтобы сегодня построить один дилерский центр, оборудовать его, набрать и обучить персонал, требуется не менее трёхсот миллионов рублей. Сегодня на авторынке остаётся порядка трёхсот новых автомобилей марок «Шевроле» и «Опель», цены на них снижены, это реальная распродажа. Грядут и сокращения штата, но это уже другая история. Будем пытаться трудоустроить.
Хотелось бы узнать, как сегодня ощущают себя на рынке представители других марок автомобилей.
Крутасова М.В.: Премиум-сегмент в условиях кризиса более эластичен, более гибок, потому что не рассчитан на большое количество. В 2003 году мы продали всего сорок автомобилей марки «Ауди», а в 2014 – 800 с лишним. Да, в первом квартале этого года по сравнению с первым кварталом года предыдущего продажи упали вдвое. Зато в минувшем декабре, когда все продавали в среднем по 50 автомобилей, мы продали 160. Уходить с рынка не собираемся, несмотря ни на что. Более того, наш модельный ряд будет пополняться. С 1 апреля на 12-15% поднимутся и цены. Это незначительное повышение: другие поднимают прайс сразу на 30%.
Лобода В.Л.: По поводу минувшего декабря: тогда наблюдался настоящий бум. Покупая квартиры, машины, бытовую технику и прочие товары, люди стремились вложить деньги, опасаясь их потерять. К нам ехали за машинами даже из Казахстана. Но сразу после нового года продажи иномарок резко упали. У меня есть данные по автосалону «Субару», что находится в Челябинске: в январе продана одна машина, в феврале – шесть, в марте – две. То есть продаж практически нет. За перенасыщением рынка последовал полный провал.
Баукин Г.А.: Наша компания представляет на авторынке китайские бренды. А поскольку китайские автомобили пришли на российский рынок сравнительно недавно, то нынешняя ситуация для нас достаточно нестабильна. Только-только начали развиваться и попали в кризис: мы имеем рост процентной ставки по кредитам, мы имеем нехороший геополитический фон, мы ежедневно видим колебания курса доллара… Рынок диктует больше правил и условий, чем может предложить дистрибьютор. По автокредитам сейчас большая волна отказов: банки стали трепетнее выбирать своих заёмщиков. Прогнозировать что-либо сложно. Однако могу сказать, что китайский автомобиль сегодня является одним из самых доступных по цене, доступнее только автомобили российского производства. И покидать российский авторынок мы тоже не собираемся по одной простой причине: сегодня экономическая ситуация говорит о том, что нам с Китаем по пути, причём надолго.
Прокопьев В.С.: Сложно назвать кризисом то, что происходит сейчас. Кризис был в 2008-2009 году, тогда в кризис погрузился весь мир. Сегодня же все просто стали жить в других экономических условиях. Мы продаем автомобили горьковского автозавода. Падение продаж, конечно, есть: так, по сравнению с прошлогодним февралём они упали на 30%. Однако тенденция последних месяцев такова, что интереса к нашим автомобилям всё равно больше, чем к иным. Благо, что идёт ещё и программа утилизации. Так, 90% мартовских продаж «завязаны» именно на ней. Программа предполагает огромные скидки на новые автомобили: «Газель» можно купить за 175 тыс. рублей, «Валдай» - за 200 тыс., «Газон» – за 350.
Имеет ли шанс отечественный автопроизводитель «подняться» на новом экономическом кризисе?
Рулевский А.Д.: Конечно! В 2009 году мы видели, как блестяще этой возможностью воспользовались корейцы. С тех пор «Киа» и «Хёндай» возглавляют рейтинг самых покупаемых машин. Воспользоваться кризисной ситуацией могут не только русские, но и китайцы. Хотя в общем-то что значит «подняться»? Вы считаете, что у российского автопрома всё так плохо? Между прочим, каждый седьмой новый проданный автомобиль в России это «Лада»! Да, сегодня продажи встали, но они рождают отложенный спрос. Мы сели на автомобили, нас с них не снять. Сегодня в среднем каждая российская семья имеет автомобиль. У кого-то пока автомобили новые, но придёт пора их ремонтировать или менять. Таким образом, через 3-5 лет мы будем иметь рост рынка в 30-40% в год.