Многочисленные переговоры и контракты, взаимовыгодные соглашения с крупными компаниями и ведущими регионами - таковы главные итоги участия делегации Южного Урала в работе Петербургского международного форума - 2017.
Символично, что в дни форума стали известны показатели регионов в Национальном рейтинге инвестиционной привлекательности. Челябинская область поднялась в нём с 32-го на 22-е место. Можно предположить, что, если все договорённости, которые регион достиг на нынешнем форуме, дадут свои результаты, в следующем году наш ждёт очередное улучшение позиций.
«Сейчас мы входим во вторую группу рейтинга как регион с комфортными условиями ведения бизнеса, - напомнил губернатор Челябинской области Борис ДУБРОВСКИЙ. - Перед региональным агентством инвестиционного развития поставлена задача вывести регион в первую двадцатку Национального рейтинга».
Все возможности БРИКС
Свою работу на форуме Борис Дубровский начал с выступления на панельной сессии «БРИКС: новые подходы к экономической интеграции». Обсуждали межрегиональное взаимодействие в рамках БРИКС как эффективный инструмент экономического развития и новых возможностей для регионов. Борис Дубровский признался, что сейчас используются определённые формы взаимодействия, но потенциал межрегионального сотрудничества не задействован в полной мере, поэтому дополнительным импульсом для ускорения позитивных процессов могло бы стать расширение формата межрегионального взаимодействия по аналогии с «Форумом губернаторов» Шанхайской организации сотрудничества.
«Челябинская область в плане сотрудничества со странами БРИКС наибольший эффект имеет в отношениях с Китаем, - рассказал губернатор. - Тем не менее мы намерены расширять географию контактов и в этом году совершили визит в Индию. Мы развиваем опыт сотрудничества с межгосударственными банковскими структурами. Нас интересуют возможности участия инвестиционно-финансовых структур БРИКС, таких как Новый банк развития БРИКС, в других региональных инвестпроектах».
Глава региона сообщил о планах вывести на проектную мощность транспортно-логистический комплекс «Южноуральский», который может стать современным «сухопутным портом» в начале транспортного коридора из России в регионы Китая через территорию Казахстана. Развитие новых путей помогает выйти на новые рынки (в частности, Ирана) и закрепиться на них.
«Открытие торгового пути «Север - Юг» через Иран, с которым мы за полтора года сотрудничества увеличили объёмы товарооборота почти в два раза, позволит российским регионам выйти на рынки Южной Азии и ЮАР», - пояснил губернатор.
С кем шли переговоры?
Первые же переговоры сразу привели к конкретным договорённостям. Так, представители «Фольксваген Груп Рус» согласились посетить Южный Урал, чтобы ознакомиться с возможностями челябинских производителей автокомпонентов и металлургической продукции. Возможно, в ближайшем будущем в нашем регионе разместится производство одного из ведущих автоконцернов Германии. Как признался генеральный директор «Фольксваген Груп Рус» Маркус Озегович, концерн заинтересован в дальнейшей локализации производства автокомпонентов в России.
Успешно прошли переговоры и с компанией «Газпромнефть - Битумные материалы». Директор коммерческой дирекции ПАО «Газпромнефть» Леван Кадагидзе и генеральный директор ООО «Газпромнефть - Битумные материалы» Дмитрий Орлов сообщили, что рассматривают перспективы возобновления работы в области битумного завода.
«Считаю, что есть все предпосылки для перехода «Газпромнефти» на территории области в производственный сегмент, - уверен Борис Дубровский. - У нас есть внутренняя потребность в качественных битумах, есть хорошие логистические возможности для транспортировки продукции в другие регионы России, в страны Азии. Челябинская область готова предоставить инвесторам различные механизмы поддержки на начальных этапах. Со своей стороны мы ждём от бизнеса социально ответственного поведения, в том числе в плане охраны окружающей среды».
Кроме того, на форуме Челябинская область подписала соглашение с Группой «ВИС» - одним из лидеров в сфере инфраструктурного строительства на принципах государственно-частного партнёрства. Соглашение призвано привлечь частные инвестиции в экономику региона, повысить доступность и качество общественных услуг, технического и технологического развития, уровень занятости населения.
Следующее соглашение о сотрудничестве наш регион подписал с соседом по УрФО - Ямало-Ненецким автономным округом (ЯНАО). Как пояснил Борис Дубровский, в рамках нового соглашения есть место традиционным направлениям в поставках (металлопрокат, трубы, оборудование для нефтегазовой отрасли, стройматериалы, продукты питания), но при этом усиливается взаимодействие в сфере малого и среднего бизнеса, особенно в высокотехнологичных секторах.
На форуме прошли также переговоры главы региона с ректором Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Владимиром Мау, с заместителем председателя Внешэкономбанка Дмитрием Курдюковым, с министром внешнеэкономических связей и иностранных дел Венгрии Петером Сийярто, с руководителем подразделения «Юг - Восток» компании Omya International AG Харальдом Пфаллером.
Магистраль всё ближе
Пожалуй, одним из наиболее значимых событий на форуме для южноуральской делегации стало подписание соглашения о сотрудничестве в целях реализации проекта создания Уральской высокоскоростной железнодорожной магистрали Челябинск - Екатеринбург. Документ подписали, помимо Бориса Дубровского, губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев и президент ОАО «РЖД» Олег Белозеров.
«Теперь в нашей команде два региона, по территории которых пройдёт магистраль, и главный игрок железнодорожной отрасли России, - не скрывал удовлетворения губернатор Челябинской области. - Рассчитываю, что наше тесное взаимодействие в рамках этого проекта принесёт в итоге весомые и очень важные результаты не только для всего Уральского региона, но и в целом для развития сети скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в России».
Участники соглашения решили создать рабочую группу, которая станет площадкой для обсуждения и согласования основных конструктивных и технологических решений проекта, возможности использования существующих железнодорожных путей и полосы отвода, определения подвижного состава и других вопросов.