Из 15 тысяч километров дорог на Южном Урале лишь 75 километров относятся к 1 категории. Так что работы хватает. Но вот парадокс – объем дорожных работ растет, а качество остается не на высоте – почему?
- Выявили такой факт – в сельских районах, получив деньги, стараются отремонтировать как можно большее количество дорог, - сообщил первый заместитель председателя Законодательного собрания Челябинской области Юрий Карликанов. – Гонятся за объемами, а страдает качество, так как экономят буквально на всем, забывая, что скупой платит дважды. В итоге сокращается срок службы дороги, уже на следующий год полотно покрывается трещинами, выбоинами.
Но стремление глав размазать финансовое масло наиболее тонким слоем – не единственная причина неудовлетворительного качества. Беда в том, что большинство дорожных организаций работают с нулевой или даже минусовой рентабельностью.
- Порядок прохождения экспертизы, прочих документов зачастую настолько длительная, что опережает рост инфляции, - говорит руководитель Челябинского дорожно-транспортного проектного института Виталий Передерий. – Также при формировании сметной стоимости происходит занижение цен. В частности, в смету не включается доставка материалов до места работы, а в среднем по области это расстояние достигает 200 километров. Все это ведет к низкой рентабельности строительных и дорожных организаций. У них просто не остается денег на покупку новой техники и наем высококвалифицированных работников. В итоге зарплата работников (в среднем 18 тысяч 700 рублей) остается сравнительно невысокой, даже при сравнении с соседями.
Жалуются дорожники и на то, что перед аукционом цены и так занижены, а после падают еще больше, бывает, что и на 40%. В результате нет денег на новую технику, технологии, а нанимать приходится гастарбайтеров.
- Проблема еще и в том, что использовать новые материалы и технологии можно лишь после занесения в реестр, - пояснил президент Союза предприятий стройиндустрии Южного Урала Игорь Лазарев. - А для этого иногда требуется три месяца и даже более.
Есть и грубые ошибки при составлении проектов.
- Ширину зачастую меряют просто шагами! – возмущается директор «Челябинскавтодора» Константин Овчинников. – Были случаи, когда на 3-4 метра ошибались!
Понятно, что повысить качество дорог будет непросто – с одной стороны надо не допустить завышения стоимость дорожных работ, а с другой – не пойти на другую крайность, когда стремление к экономии сказывается на качестве. Предстоит рассмотреть и вопрос территориальных норм – они зачастую рассчитываются в Москве.
Участники круглого стола предложили включать со стороны заказчиков в технические задания на проектирование применение новых технологий. Среди других рекомендаций – предложение разработать отдельную ресурсную базу для Челябинска и Магнитогорска, с учетом специфики выполнения дорожных работ в стесненных условиях городской среды.