Все соглашаются с тем, что Южный Урал по природным красотам не уступает зарубежным курортам. Все соглашаются, но при этом продолжают покупать путёвки в Турцию и на Гоа. Кто же мешает развивать туристический ресурс нашего региона - чиновники, бизнесмены или кто-то ещё? Об это мы беседуем с президентом Челябинской ассоциации туристических организаций Людмилой Мосиной.
Отель - это ещё не всё
- Могут ли на самом деле наши курорты составить конкуренцию зарубежному отдыху или всё это пока сплошные декларации?
- Конечно, есть некоторая тенденция: люди стали перестраиваться на отдых в пределах страны, региона. Причиной тому рост курса доллара, другие объективные факторы. Кстати, интерес к экскурсиям по Южному Уралу стал расти ещё задолго до нынешних экономических перипетий. Но переоценивать эту тенденцию тоже не стоит. Нет реальной координации действий между местными санаториями, базами отдыха, информационными центрами, областными структурами. Когда говоришь муниципалитетам, что нужно создавать информационные центры по развитию туризма, они это понимают так, что надо организовать турфирмы, которые будут просто для них зарабатывать деньги. Это разобщённость даже на понятийном уровне.
О чём говорить, если координационный центр не собирался уже два года. По идее, надо бы приглашать представителей всех министерств, так как это комплексная проблема: если развиваем туризм, то нужно решать проблемы дорог, газа, прочей инфраструктуры.
- Может, государство здесь и не должно играть первую роль, а сосредоточиться надо на инвестициях?
- Инвестиционный фонд как раз работает активнее всех. Расчёт такой: половину средств вкладывает область (главным образом в инженерную инфраструктуру), половину - инвестор. Рассмотрели уже около 70 проектов, а утверждены ориентировочно десять. Так что подвижки есть: стали, например, выделять деньги на специализированные выставки. Но и у собственников нередко можно встретить ошибочный подход. Построит, скажем, собственник отель, а затем создаёт турфирму, чтобы туда путёвки продавать. А о том, что будет вокруг, зачем вообще люди в этот отель поедут, он не думает.
Каждый сам за себя
- Не только иностранцы, но и приезжие из столичных городов жалуются, что у нас беда с кадрами: нет нормального персонала в отелях, ресторанах. Это правда?
- К сожалению, да. С кадрами ситуация очень плохая. Подготовленный персонал встретить крайне трудно. Наших людей уже приучили к мысли, что клиенту надо улыбаться, но от этой привычки до подлинной технологии обслуживания ещё далеко. Вот и получается, как в рекламе: «Чувствую, будто за рубежом, но всё равно дома».
Всё строится на самообразовании. Профессиональных гидов нет вообще! У нас нет ни одного лицензионного учреждения по переподготовке гидов. Осталось не более четырёх человек, что называется, старой закалки, но им в силу возраста не только работать, но и преподавать тоже тяжело. Поэтому мы сейчас вынуждены отправлять гидов на переподготовку в Санкт-Петербург.
- А есть ли регионы, которые в плане развития туризма могут быть для нас примером?
- Далеко ходить не надо, это Свердловская область. Там выделяются на эти цели значительные средства, активно привлекают малый бизнес. У нас же у предпринимателей зачастую совсем мало информации по проектам, каким-то льготам. Немало случаев, когда много земли приобрели, а чтобы обустроить её, не хватает оборотных средств. Так почему бы пока там не организовать детский лагерь - хотя бы временный, палаточный? Эту работу никто не ведёт. К тому же за четыре месяца сезона у нас бизнесмены хотят заработать за весь год. И технологически мы, конечно, отстаём.
- Кстати, о технологиях. Говорят, что запускают интернет-портал, где будет собрана вся информация о туристических ресурсах области.
- Много вопросов к работе этого портала. Нет полной ясности, как он будет функционировать. Вручную они будут вбивать информацию от каждой гостиницы? Или как? Надо ведь всё сделать в едином стиле и чтобы обновление информации было максимально оперативным. Если система заработает, прибавка клиентов будет гигантская.
Но проблема в том, что собственники боятся нос высунуть. Каждый сам по себе. Подспудно у каждого сидит страх и опасение иметь какие-либо дела с государством. Это сказывается и на ситуации с санаториями. Их у нас осталось два-три. Сначала загубили систему, теперь пытаемся возродить. Но и в этом случае собственники очень осторожничают, предпочитая действовать в одиночку.
Пещерный урок
- По вашему мнению, почему у нас не приживается американский вид внутреннего туризма? С наймом кемперов и трейлеров, широкой сетью кемпингов.
- У нас много охраняемых территорий. С одной стороны, это плюс. Но с другой - трудно найти компромисс с руководством этих территорий, чтобы создать маршрут, интересный туристам. Ещё один вопрос - стоянки, которые должны быть оборудованы водой, светом, подведённой канализацией. Вообще-то это самая подходящая ниша для малого бизнеса. Но в реальности его в сферу туризма не допускают.
Вот вам пример. Есть у нас всемирно известная Игнатьевская пещера, но туда можно попасть только пешком, причём тропинки совершенно не оборудованные. Мы водили туда иностранцев, и они постоянно у нас спрашивали: «Почему тропинки камнем не выложили? А почему нет места, где руки можно помыть?» И так далее. И ни на один из этих вопросов нет ответа. К тому же полная неразбериха: кто-то может туда возить туристов, кто-то нет. Я считаю, что все должны иметь такое право!
- То есть и в туризме неразбериха и волокита создают те же проблемы, что в других сферах?
- Разумеется. Бюрократическая машина действует очень медленно, особенно в том, что касается выделения земель. На озере Курочкино один бизнесмен строит отель, вложил уже 2 млн рублей и только сейчас смог оформить все документы - весь процесс занял у него три года!
- Знаете, в Америке меня поражает то, что чуть ли не в каждой деревне там могут создать маленький музей и привлечь туристов.
- Верно. И куда ближе, в Свердловской области, идеи для музеев, туристических объектов буквально из пальца высасывают. У нас же некий предприниматель собирался создать посёлок золотодобытчиков - пытался, старался, но в итоге построил на этом месте обычный коттеджный посёлок. Это оказалось более выгодным делом.
А ведь такие музеи могли бы придать импульс многим небольшим городам и даже сёлам. Ведь сейчас очень популярен экологический туризм. Люди скучают по чистому творогу, мёду. Так почему бы рядом с различными музеями и подворьями не устраивать ярмарки, рекламировать их? Главы муниципалитетов должны быть в этом заинтересованы. Областные структуры опять же должны поддерживать такие шаги, координировать их, распространять информацию.
- Пока не очень получается?
- Подход нужен другой. Вот в Свердловской области управление туризма подчиняется министерству экономики, а у нас - министерству культуры. У них экономика, а у нас эмоции. Печально, что нет заинтересованности. Однажды приехал из Швеции эксперт с предложениями по развитию промышленного туризма в Сатке. Я там была - красота действительно невероятная, особенная! Так эксперта чиновники послушали-послушали - и всё. Никто не задал даже ни одного вопроса, ни высказал ни одного предложения. Вот такой интерес.