189

Как победить Китай? Челябинские бизнесмены жалуются на невнимание власти

«Коронакризис» - так предприниматели прозвали экономический кризис, порождённый пандемией ковида. Сообщения между странами прекратились – импортного товара стало меньше. Казалось бы, конкуренты временно устранены – бери да развивайся. Ан-нет, не получается, ведь проблемы всё те же – бюрократические издержки, отсутствие рабочих рук и, закрытая дорога на внутренний и внешний рынки. Помощь, предложенная государством, с изъянами.

- В начале карантина наши покупатели – личные подсобные хозяйства затихли, стали экономит деньги, опасаясь финансовой нестабильности, - рассказал директор ООО «ТРАКТОР» Владимир Андрющенко. – Было падение спроса на 20%, но сейчас ситуация потихоньку выправляется. Наш главный продукт – мини-трактор «Уралец», его средняя цена – 300 тыс.рублей. Конечно, есть аналогичные машины производства Южной Кореи, Японии, Индии, Китая, но они и стоят на порядок дороже. Как минимум на величину утилизационного сбора. Однако, протянув руку помощи и сказав «А», наше государство забыло сказать «Б»: нет контроля за оборотом тракторов, большинство из них не проходит таможенное оформление, а это породило чёрный рынок. И вообще отношение к импортной продукции всегда более лояльное, даже получить сертификат на неё дешевле и проще. Импортным самоходным машинам паспорта на челябинской таможне выдаются бесплатно, нашим – за 250 рублей. Где справедливость? Мелочь, конечно, но в нашем случае это 150 тысяч рублей в год! А сертификат происхождения СТ1? Производители вынуждены его оформлять, поскольку он официально подтверждает, в какой стране произведён товар. Никаких преференций он не даёт. Так вот в Китае такой сертификат производителю выдаётся за три часа, у нас выдача занимает неопределённое количество дней. Плюс куча проверок, постоянные отчёты.

Плохо было и до пандемии

На аналогичную ситуацию пожаловался миасский «Завод тяжёлых машин», выпускающий самоходные машины для нефтяной промышленности.

«Чтобы конкурировать по техническим характеристикам с импортными машинами, часть комплектующих приходится покупать за рубежом, - признался заводской менеджер по продажам Андрей Щербаков. – Получается, что машины у нас российского производства, но из-за импортных комплектующих приходится выплачивать огромный утилизационный сбор: за самосвал – порядка 945 тыс.рублей (сам самосвал стоит около 8 млн рублей – Прим.ред.), за тягач или шасси – больше миллиона!»

Южноуральские промышленники подчеркивают, что по большому счёту пандемия на них не отразилась, она стала лишь малой толикой в общей плачевной ситуации, которая складывалась годами.

«Со своим товаром мы часто выезжаем за пределы страны и часто сталкиваемся с иностранцами, убеждёнными, что в России, а уж тем более в Челябинской области, вообще ничего не производится, - поделился информацией директор по маркетингу группы компаний LD (г. Челябинск) Кирилл Чебанов. – Это дело рук иностранных маркетологов, это они формируют стереотип о том, что у российских производителей «руки растут не оттуда». Чтобы доказать обратное, нужно очень много работать. Успех обеспечен только тем, кто добьётся качества и сервиса на уровне Европы, а цены предложит ниже Китая».

Добили посылками

А соревноваться с Китаем в ценовой политике, как выяснилось, очень сложно. Практически невозможно. Ещё одно миасское предприятие ООО «Паланж» вышло на рынок около года назад с полимерными трубами для систем водоснабжения и отопления. 

«Продвижение продукта дается нелегко, так как региональные сети заполнены дешёвыми трубами китайского производства, – отметил директор завода Алексей Пушин. – Сравниться с ними по ценам невозможно, так как, зачастую, цена на данные трубы ниже стоимости сырья, используемого при их производстве. Очень обидно, что приоритет при выборе продукта даётся цене, а не качеству. Хотя за качество нашего продукта мы отвечаем!»

Ничего нового и в лёгкой промышленности, и здесь китайский товар не сдаёт своих позиций.

«До 2015 года доля китайского контрафакта на рынке составляла 90%, - отметил директор по развитию обувной фабрики «Юничел» Алексей Денисенко. – Существовала целая система огромного заработка на этом. Потом ситуация начала меняться к лучшему, сейчас на рынке около 30% контрафакта. Но появились посылки из Китая. Пара кроссовок в Китае стоит 10 долларов в среднем, с доставкой в Россию – 13 долларов. И там их 22 тысячи моделей. Если я как импортёр повезу эти кроссовки из Китая, то с учётом всевозможных пошлин на полке магазина ценник его будет 30 долларов. К тому же выбор в моём магазине будет меньше, я же не могу привезти сюда все 22 тысячи моделей. Что выберет покупатель, гадать не нужно. Да, можно покупать не наше, не российское, но тогда все деньги, в том числе налоги, будут уходить за границу. Рубль будет слабеть. Нам нужно как-то донести до людей, почему важно покупать отечественное. Объяснить: вы купили китайские кроссовки - а ваш сосед из-за этого остался без работы».

«Пересядьте на “Жигули”!»

Зачастую представители промсектора в сердцах призывают ввести запрет на импорт. Будут ли эффективны запретительные меры? В Южноуральской торгово-промышленной палате уверены, что тогда на рынке не станет здоровой конкуренции.

«Кто сегодня ездит на иномарках? Вы готовы пересесть на «Жигули»? – усмехнулся вице-президент палаты Сергей Ермаков. – Нельзя выталкивать импорт, надо сначала самим научиться производить такие товары, которые мы будем с удовольствием покупать и которыми будем гордиться. А вот кое-какие новые меры поддержки государства могли бы стать спасательным кругом для производственников. Сейчас в России новые производства, отверточные сборки в т.ч. разворачиваются в центральной и южной части нашей страны. Почему? Потому что там сконцентрировано основная часть населения, потому что логистика до потребителей очень короткая. Я понимаю, что это предложение из области фантастики, но нужно изменить налогообложение по географическим признакам: чем дальше от центра, тем налогов производители пусть платят меньше! За исключением сырьевиков, конечно. Тем самым возможно  развиваться будет не только центральная часть страны, но регионы».

Он также высказал идею об трёхлетней отсрочке от армии для выпускников колледжей. В 2015 году Минтруда утвердило 50 наиболее востребованных на рынке труда профессий, требующих среднего профессионального образования, для того, чтобы усовершенствовать систему СПО. Среди них – автомеханик, мехатроник, сантехник, сварщик, слесарь, техник-конструктор, электромонтажник и др.

«Ведь давно идут разговоры о том, что нашему региону не хватает рабочих рук и молодых специалистов, - говорит Ермаков. – Так давайте дадим начать работать парням, которые учились на эти профессии! На деле же получается, что они получают диплом, отправляются служить, а вернувшись из армии, теряются и в итоге идут работать совсем не туда, где нужны по-настоящему».

Мнение эксперта

Яраслава Слива, исполнительный директор ЧРО «ОПОРА РОССИИ»

Грамотная реклама ещё не мешала никогда и никому. Не зря её называют двигателем торговли. В наше время часто встречаются крайности, когда есть хороший продукт, о котором никто не знает, или есть отличная рекламная кампания, а продается низкокачественный продукт. Производственники обязаны разбираться в продвижении, -хотя бы чтобы контролировать маркетологов, чтобы те не сливали бюджеты. Ведь иногда маленькими бюджетами можно охватывать довольно большие сегменты рынка. Увы, мы то и дело сталкиваемся с тем, что наши производственники не то что в продвижении не разбираются, они даже не ориентируются в интернет-пространстве. А соответственно не умеют пользоваться информационными ресурсами, не знают, о том, какие меры поддержки для них существуют. Приходится помогать буквально в ручном режиме. Например, к нам обращается производитель, который наладил производство деталей для сельхозтехники. Они превосходят импортные аналоги по качеству и по стоимости, причем существенно, почти в два раза. Но производитель не знает, как выйти с этим на рынок. Везём его на выставку «Дни поля», он там выступает, рассказывает о своей продукции и на него обрушиваются заказы. Или приходит другой, который не знает как ему расширить свое производство, потому что в банках ему отказывают. Ведём его в Фонд развития промышленности, и там он получает льготный кредит.

Официально

Антон Гугнин, первый замдиректора Фонда финансирования промышленности и предпринимательства Челябинской области «Территория бизнеса»

На развитие малого и среднего предпринимательства мы выдаём микрозаймы до 5 млн рублей сроком до трёх лет. Процентная ставка – 4,5%, для предприятий из моногородов – 3,25%. В коммерческих банках таких ставок не получить: они работают с большей доходностью. Микрозаймы мы уже выдали 400 предприятиям области на общую сумму 800 млн рублей. Выдаются займы под залог имущества. Ещё один вид поддержки – программа льготного лизинга: под 6% годовых можно приобрести российское производственное оборудование, под 8% - импортное. Срок лизинга - до семи лет. Услуга тоже востребована, 20 местных крупных компаний ею уже воспользовались. Напомню и про гарантийную поддержку: если предприятиям не хватает залогового обеспечения перед банками (например, надо взять кредит на 10 млн рублей, а залог имеется только на 3 млн рублей), то мы выступаем поручителями. Поручительством воспользовались уже более тысячи предприятий. Конечно, в некоторых случаях, банки отказывают. Допустим, предприятие совсем новое, выручка у него лишь 1 млн рублей, а в кредит просит 100 млн.

Комментарий

«Мы всячески пытаемся поддержать отечественных производителей в их развитии, в т.ч. при реализации нацпроектов в  Челябинской области, - говорят в министерстве промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области. - Например, в рамках реализации нацпроекта «Здравоохранение» в конкурсных процедурах на поставку мобильных ФАПов приняло участие АО «Автомобильный завод «Урал» в кооперации с медицинскими компаниями Челябинской области. Планируется, что и далее предприятия ОПК будут участвовать в закупках для государственных и муниципальных нужд в рамках реализации нацпроектов. Федеральный и региональный Фонды развития промышленности выдают предприятиям  льготные займы сроком до 5 лет по уникально низкой ставке от 1% годовых. Кроме того, ФРП Челябинской области реализует региональный проект адресной поддержки предприятий в рамках нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости». Что касается административных барьеров, препятствующим повышению производительности труда, то производственники всегда могут сообщить о них в министерство и такие обращения не остаются без внимания, всегда находится способ решения проблемы.

Комментарий

«В пищевой и перерабатывающей промышленности региона функционирует 822 предприятия, - сообщили в пресс-службе министерства сельского хозяйства Челябинской области. - Без помощи не остается никто, мы участвуем в продвижении местных товаров на рынок. Так, на полках магазинов «Пятерочка» хлебопродукты (крупы, кондитерские и хлебобулочные, макаронные изделия, готовые завтраки и др.) от местных производителей занимают 97%, мясо птицы, изделия из него – 97%, мясная гастрономия – 70%, рыбная гастрономия – 52%. Также широко представлены местные продовольственные товары и на полках других сетевых магазинов («Перекресток», «Карусель», «ЛЕНТА» и «Молния-SPAR»). В августе в рамках выставки «Агро-2020» местные предприятия смогут пообщаться с менеджерами сети «Магнит» и узнать, как стать их поставщиками. В 2020 году на господдержку АПК Челябинской области из федерального и областного бюджетов выделено около 3 млрд рублей».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах