Челябинское правительство готовится реализовать проекты в рамках государственно-частного партнерства общей стоимостью порядка 500 миллиардов рублей. Акцент делается на развитие инфраструктуры, решение проблем транспорта и дорожной сети. Самыми крупными должны стать проекты строительства ВСМ Челябинск – Екатеринбург и дублера федеральной трассы М5. При этом региональные власти также анонсировали и 20-миллиардные инвестиции в общественный транспорт Челябинска, Магнитогорска и Златоуста. Однако если в столице Южного Урала проект полного обновления городского транспорта будет запущен уже в следующем году в рамках подготовки к саммитам ШОС и БРИКС, то остальные муниципалитеты пока не могут найти инвесторов, а банки отказывают в кредитовании без государственных гарантий. Эксперты уже назвали проект замены трамваев в Златоусте не окупаемым для потенциальных концессионеров.
Сегодня в ходе выездной сессии Петербургского экономического форума в Челябинске региональные власти Южного Урала анонсировали серию проектов, которые предполагается реализовать в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП). Прежде всего, это создание инфраструктуры в рамках агломерации Екатеринбург – Челябинск и проект высокоскоростной магистрали, строительство дублера федеральной трассы М5 Сатка – Миасс, а также реорганизация муниципального транспорта в Челябинске, Магнитогорске и Златоусте.
Впрочем, реализация планов правительства пока сталкивается с рядом проблем, начиная от поиска инвесторов и заканчивая окупаемостью проектов, особенно в сфере общественного транспорта.
Основные проекты ГЧП сегодня представил заместитель губернатора Челябинской области Руслан Гаттаров. Общая стоимость реализации поставленных задач составит порядка 500 миллиардов рублей. Так, строительство ВСМ Челябинск – Екатеринбург обойдется в 350 млрд рублей, комплекс тепличных хозяйств в Усть-Катаве – 7,5 млрд (почти всю сумму выделяют инвесторы, а также Фонд развития моногородов; проект в стадии реализации), автодорога-дублер М5 Сатка – Миасс – от 70 до 100 млрд рублей, обновление муниципального транспорта – более 20 млрд рублей.
Наибольший вес в портфеле проектов ГЧП занимают планы по развитию транспорта и дорожной инфраструктуры. Впрочем, ряд проектов пока до сих пор не проработаны. Среди них – строительство дублера федеральной трассы М5 протяженностью 68 км. Трасса, по замыслу, должна быть разбита на 2 участка, и сейчас рассматривается 2 варианта трассировки. Другие параметры в компании-разработчике проекта назвать затрудняются, неизвестна также будущая стоимость проезда.
«Слово платная дорога вызывает отторжение, однако стоимость проезда по ней будет несопоставимо мала с преимуществами, которые предоставляет дорога. Она позволяет объехать тяжелый аварийный кусок трассы М-5 – дороги смерти. Сделаны предварительные расчеты сугубо своими силами, мы в начале пути, все будет зависеть от утвержденного трафика. Сейчас на данном участке трассы М5 он напряженный – от 20 до 25 тыс. машин в сутки. Стоимость проезда будет дифференцирована для легковых и грузовых автомобилей. Для фур удорожание составит порядка 100 рублей», – пояснил директор Фонда развития промышленности Челябинской области Сергей Казаков, подчеркнув, что без поддержки федерального центра подобные проекты нереализуемы и коммерчески не окупаются.
Отметим, что детальной проработкой проекта сейчас занялись межведомственные группы с учетом всех министерств регионального правительства.
Общественный транспорт планируют модернизировать в трех городах – Челябинске, Магнитогорске и Златоусте, где действует трамвайное движение. Как заявил Руслан Гаттаров, в этих муниципалитетах челябинские власти намерены изменить представление об общественном транспорте в целом и сделать его эффективным с точки зрения экономики. При этом, как подчеркнул чиновник, губернатор Борис Дубровский поставил правительству задачу сохранить стоимость проезда на прежнем уровне, а также использовать только экологичные виды топлива. Стоимость обновления муниципального транспорта в трех городах оценивается в 20 млрд рублей.
Как пояснил «Правде УрФО» министр экономического развития Челябинской области Сергей Смольников, муниципальный транспорт в городах области занимает лишь 30%, в то время как оставшиеся 70% – это частные маршрутные такси. Правительство планирует внедрить исключительно экологичный транспорт – это будут автобусы на газомоторном топливе и трамваи, также будет создана новая транспортная схема без дублирующих маршрутов. Отметим, в Челябинске сейчас на одном и том же участке пути насчитывается от 5 до 25 маршрутов разных перевозчиков. Аналогичная ситуация в Златоусте и Магнитогорске.
По Челябинску стоимость такой версии проекта общественного транспорта оценивают в 18 млрд рублей. Предполагается внедрение 862 автобусов различного класса вместимости на газомоторном топливе, а также не менее 100 трамваев. Речь идет о тотальном обновлении подвижного состава. «Большое значение мы придаем умной начинке – будут мобильные приложения, ГЛОНАСС, информация о передвижении транспорта», – отметил глава Минэкономики Сергей Смольников.
В Челябинске проект обновления транспорта обещают запустить к концу 2019 года, а к моменту проведения саммитов ШОС и БРИКС он должен выйти на запланированные количественные и качественные показатели. По словам Руслана Гаттарова, уже есть инвестор, однако название компании и условия участия в правительстве не называют, объясняя это необходимостью проведения конкурса. «Они будут между собой конкурировать. Мы хотим, чтобы их было еще больше», – заявил челябинский вице-губернатор.
Напомним, что ранее интерес к проектам концессии городского транспорта в Челябинске проявляли структуры, связанные со Сбербанком и ВТБ. На данный момент сектор общественного транспорта в Челябинске находится в глубоком кризисе. Более того, городским властям, вероятно, придется выплатить 1,8 млрд рублей в рамках субсидиарной ответственности по иску к МУП «ЧелябГЭТ».
Аналогичным образом планируется развивать транспорт в муниципалитетах, однако инвестиции будут значительно ниже – порядка 1 миллиарда рублей на город. Участники рынка при этом полагают, что такие проекты не окупаемые.
Как рассказала заместитель главы Златоустовского городского округа по стратегическому планированию и инвестициям Вера Гусева, в муниципалитете уже сейчас есть острая потребность в проведении капитального ремонта 86% трамвайных путей и подвижного состава. Собственными силами провести работы невозможно, так как пути проложены по горной местности.
В 2017 году была начата разработка новой маршрутной схемы Златоуста, большинство направлений пересмотрено. При этом в рамках проекта планировалось использовать внутренние резервы Челябинской области – материалы и комплектующие для ремонта подвижного состава, развитие внутрикооперационных связей. В частности, муниципалитет договорился о поставках вагонов с «Усть-Катавским вагоностроительным заводом, а также дальнейшем обслуживании подвижного состава в течение всего жизненного цикла. Однако местные власти так и не смогли найти инвесторов.
«При проработке финансовой модели данного проекта мы столкнулись с серьезными сложностями привлечения заемного финансирования – банки не готовы работать с муниципалитетами в рамках концессионных соглашений и соглашений о ГЧП. Основное требование – участие региона и предоставление 100% госгарантий на полный срок концессионного соглашения», – заявила Вера Гусева.
На данный момент местная администрация рассматривает вариант привлечения инвестора, готового профинансировать проект за счет собственных средств. Однако региональные и федеральные эксперты в рамках сессии ПМЭФ подчеркнули, что проект неокупаемый, а концессионер получает, в лучшем случае, только 30% прибыли.
«Правда УрФО» будет следить за развитием ситуации.