За октябрь десяток яиц на Южном Урале подорожал почти на 10 рублей (17,8%) и сейчас стоит в среднем 51 рубль. При этом производители подняли цену на яйцо почти на 100%. Так, в начале месяца птицеводческий комплекс «Чебаркульская птица» продавал одно столовое весовое яйцо по 2,5 рубля, а уже сегодня реализует его по 4,5 рубля. Плюс свою «накрутку» делают супермаркеты, реализующие товар. Рост цен не удается сдержать даже несмотря на то, что яйцо входит в перечень социальных товаров.
Как объяснила АиФ-Челябинск специалист отдела животноводства и птицеводства министерства сельского хозяйства Челябинской области Наталья Житенко, в первую очередь, подорожание цен на яйцо связано с проблемой розницы. Сами производители, которые, по большому счету, не регулируют цены, их и сильно не задирают. Однако основной причиной роста цен на яйцо стало подорожание кормов. Оно, в свою очередь, произошло из-за засухи 2012 года. Повлиял также и паводок, который в августе 2013 года подпортил урожай на юге Челябинской области.
Подтвердил версию минсельхоза и один из производителей яиц на Южном Урале. Как рассказал АиФ-Челябинск менеджер по продажам ООО «Чебаркульская птица» Максим Рябчиков, из-за того, что государство не смогло удержать цены на зерно, подорожали корма, следовательно, и яйца, молоко, сметана и хлеб. Производители еще пытаются сдерживать цены на мясо птицы, но долго делать это не удастся. Кроме того, повлияло на рост цен на яйцо и подорожание электроэнергии.
«В целом, рост цен на яйцо – это не искусственный процесс. Пока не уменьшится спрос, они так и будут расти, - уверен Рябчиков. – Не так давно государство прекратило поставки яиц из Белоруссии в Москву, Санкт-Петербург и близлежащие к ним области. Так как на Урале много птицефабрик, и Челябинская область производить даже больше яиц, чем необходимо южноуральцам, наши производители начали получать больше заказов. В результате, на регион товара уже не хватает».
По словам Рябчикова, к концу года «Чебаркульская птица», которая, отметим, продает еще не самые дорогие яйца, поднимет на них цену до 5 рублей. При этом магазины, как заведено, накрутят еще 20-30%. Таким образом, к Новому году яйцо в Челябинской области может стоить до 65 рублей за десяток.
«Яйцо сегодня стало биржевым продуктом, - отмечает Рябчиков. - Оптовики просто спекулируют». Срок годности яиц 25 суток, но, купив их за 2,5 рубля, их реализуют уже в два раза дороже.
Напомним, еще не так давно губернатор Челябинской области Михаил Юревич заявил, что за последние три года регион стал одним из лидеров по объемам производства в агропромышленном комплексе. Южный Урал уже может прокормить не только себя, но и другие регионы и даже страны. Так, в 2013 году будет произведено 1,4 млрд штук яиц, это почти в полтора раза больше, чем необходимо. Как сообщили АиФ-Челябинск в Челябинскстате, в январе - сентябре 2013 года по сравнению с соответствующим периодом 2012 года в хозяйствах всех категорий производство яиц увеличилось на 2,7%, а яйценоскость кур-несушек – составила 242 штуки.
Отметим, что цены на яйцо поднимаются не только в Челябинской области, но и по всей стране. Так, в Тульской области десяток яиц уже стоит 52 рубля, а в Тверской – 54 рубля. В связи с этим директор департамента животноводства и племенного дела минсельхоза России Владимир Лабинов заявил, что ценовая динамика в текущем году находится в рамках сложившихся сезонных колебаний. При этом за 9 месяцев 2013 года производство яиц снизилось по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 38 регионах страны. Но допущенное снижение производства яиц не привело к дефициту на внутреннем рынке данной продукции.
По данным Росстата, средняя потребительская цена на яйцо за 9 месяцев выросла на 9%. В среднем потребительские цены были выше цен сельхозпроизводителей на 40%. Так, на 7 октября яйцо в магазинах стоило 45,04 рубля, на 14 октября - 47,13 (рост 4,6%), на 21 октября - 49,93 рубля (рост к началу октября - 10%). При этом стоимость кормов за 9 месяцев для птицеводческих предприятий увеличилась более чем на 30%, тарифы на электроэнергию и газ - более чем на 10%, что соответственно увеличило себестоимость продукции на 20-25%.