Один из самых известных таких старт-апов состоялся в прошлом году. Бывшая студентка Ольга Ковалёва из Златоуста открыла в родном городе кафе-блинную «БлинОк».
Знаменит этот проект тем, что был одобрен на Всероссийском образовательном форуме «Селигер-2009». По предпринимательской задумке Ольги, основными посетителями её заведения должны были стать студенты, поэтому «БлинОк» расположился неподалёку от филиала ЮУрГУ.
Блинное дело бизнес-леди открывала на 300 тысяч рублей беспроцентного кредита, который нужно было выплатить в течение полутора лет, и на грант - ещё 300 тысяч рублей на развитие бизнеса.
Студенческий общепит Ольги Ковалёвой оказался прибыльным, и несмотря на то, что кафе-блинная пока только одна, а планировалось создать целую сеть, показатели успешности её бизнеса бьют все рекорды. Кроме этого, Ольга сейчас параллельно участвует в семейном деле, которое организовали её родители в сфере установки вентиляционных систем.
Бытовой старт-ап
До того как претворить свой бизнес-план в жизнь, жительница Златоуста прошла обучение в молодёжной школе предпринимательства. Другой выпускник предпринимательской школы для молодых - челябинец Владимир Панфилов, владелец первого уральского кикер-клуба (кикер - настольный футбол, в котором игроки управляют с помощью рукояток сразу несколькими фигурками футболистов, закреплёнными на стержнях - авт.). Владимир организует турниры по кикер-спорту на праздниках, корпоративных вечеринках, предлагает в аренду столы и оборудование для игры в мини-футбол.
Челябинские студенты наверняка довольны проектом Константина Зинькова, который организовал сеть прачечных самообслуживания в студенческих общежитиях и развивает бизнес дальше. Государственные гранты в полмиллиона рублей на создание клининговой компании недавно получила ещё одна выпускница молодёжной школы предпринимательства, челябинка Наталья Мальцева. «Нафаня» - так бизнес-леди назвала своё детище, обещает быть прибыльным.
- Действительно, молодёжное предпринимательство в регионе набирает обороты, - комментирует руководитель челябинской молодёжной школы предпринимательства Наталья Подкорытова. - Многие молодые люди стремятся создать своё дело. В основном это проекты в сфере обслуживания: общепит, парикмахерские, другие бытовые услуги. Как показывает практика, это лучшие варианты для старт-апов, поскольку не требуют больших вложений и довольно просты в реализации. Хотя совсем недавно у нас случился бум на сельскохозяйственные бизнес-проекты.
К примеру, по выращиванию грибов, пшеницы, клубники, разведению кроликов. В этом году самые заметные разработки - это школа танцев, трикотажное ателье, предприятие по переработке молока, компьютерный центр в Красноармейском районе и ряд других.
В октябре будет объявлен новый набор в школу молодёжного предпринимательства. Кроме этого, мы планируем запустить пробный проект в группе школьников. Для старшеклассников общение с консультантами по бизнесу пока будет чем-то вроде профориентации.
Учатся летать
Если в школу молодёжного предпринимательства участники зачисляются по результатам анкетирования и бизнес-игр, то отбор в инновационный бизнес-инкубатор Челябинской области проходит по другим правилам. С марта 2009 года, помимо субъектов инновационной деятельности, резидентами челябинского инкубатора могут стать и предприятия, созданные молодыми южноуральцами. Будущие подопечные инкубатора должны работать менее одного года со дня госрегистрации до дня подачи заявления на участие в конкурсе. Шансов «поселиться» в инкубаторе нет у должников по налоговым платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды.
В августе этого года челябинский бизнес-инкубатор выпустил первую десятку своих «птенцов». Сегодня в нём «живёт» 10 молодёжных организаций, а также 13 субъектов женского и 14 субъектов инновационного предпринимательства. Бизнес-инкубатор привлекает резидентов тем, что на 3 года обеспечивает их на льготных условиях современными оборудованными офисами, а эксперты бесплатно консультируют по вопросам ведения бизнеса, налогообложения, бухгалтерского учёта, правовой защиты, развития предприятия, бизнес-планирования, кредитования. Однако попасть под инкубаторское крыло могут не все желающие. Не принимаются, к примеру, предприятия, работающие в розничной и оптовой торговле, строительстве, общепите, игорном бизнесе и некоторых других сферах.