14 июля парламент Турции ратифицировал российско-турецкое соглашение о строительстве первой в стране АЭС. Таким образом, в переговорном процессе, длившемся около двух лет, поставлена окончательная точка - российско-турецкой АЭС быть! Представляется, что члены отечественного Федерального Собрания, вернувшись после летних каникул, также одобрят двусторонний документ. Так что ориентировочно в конце сентября российский Атомстройэкспорт сможет наконец-то приступить к реальным шагам по подготовке проекта.
Восточная дипломатия
Напомним, межправительственное соглашение о сотрудничестве в сфере строительства и эксплуатации АЭС на площадке «Аккую» в Турции было подписано 12 мая 2010 года в Анкаре в ходе официального визита в эту страну президента РФ Дмитрия Медведева. Однако подписанию этого соглашения предшествовал долгий переговорный процесс, длившийся около двух лет. Заметим, что в тендере на строительство первой в Турции АЭС, который проводился с конца сентября 2008 года, приняли участие 14 ведущих компаний мира. 19 июня 2009 года Совет министров Турции одобрил тендерное предложение на сооружение АЭС, поступившее от российско-турецкого консорциума, в состав которого вошли компании Росатома ЗАО «Атомстройэкспорт» (АСЭ), ОАО «Интер РАО ЕЭС» и турецкая компания Park Teknik. Однако в ноябре 2009 года Турция отменила итоги тендера и продолжила переговоры о строительстве АЭС в формате двусторонних переговоров (предметом острой дискуссии стала отпускная цена на электроэнергию будущей АЭС). Теперь же все трудности позади - соглашение не только подписано, но и официально узаконено, и это даёт нам уверенность в том, что уникальный проект будет реализован.
Турецкий филиал Росатома
А уникальность его состоит в том, что строительство атомной станции на подобных условиях (по-английски эта схема звучит как вuild-own-operate, то есть «строй-владей-управляй») будет осуществлено Госкорпорацией «Росатом» впервые в мире. Потому практики строительства объектов атомной энергетики именно на таких условиях просто нет - никто на подобные условия не решался (хотя в традиционной энергетике такие схемы отлично себя зарекомендовали). «Мы в Росатоме провели существенное переосмысление того пакета услуг, которые мы готовы оказывать нашим партнёрам в сторону их расширения. Если до сих пор мы имели хороший опыт строительства атомных объектов «под ключ», инжиниринга атомных объектов, когда мы заключали контракт, сооружали атомную станцию и на этом завершали свою работу, то сегодня мы перешли к модели, когда по желанию нашего заказчика мы готовы не только сооружать атомную станцию под ключ - мы готовы быть соинвестором такого проекта», - пояснил особенности турецкого проекта генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко. По его словам, уникальность модели, выбранной правительством Турции, состоит ещё и в том, что российская сторона будет владеть 100% акций в проектной компании, которая будет сооружать эту атомную станцию. И, кроме того, что она будет владеть самой атомной станцией, она будет её эксплуатировать и продавать её электроэнергию, имея с правительством Турции контракт на гарантированную продажу электроэнергии на 15-20 лет вперёд.
Вообще, это соглашение означает, что Росатом приходит в Турцию всерьёз и надолго: ведь управлять атомной станцией он будет на всём протяжении её жизненного цикла, а это 60 лет! Более того, он же будет и выводить её из эксплуатации, то есть срок присутствия российских технологий на турецкой земле растягивается почти на столетие… Помимо этого, это ещё и очень крупный проект - мощность будущей АЭС составит 4 800 МВт, что равно примерно 14% от нынешнего объёма энергии, вырабатываемого сегодня Турцией. То есть это совершенно новое качество присутствия Госкорпорации «Росатом» на глобальном рынке атомной энергетики.
И, безусловно, этот новый формат существенно расширяет наши возможности по завоеванию новых рынков. Рынок Турции (а это быстрорастущий рынок, Турция в последние годы показывает очень хорошие темпы экономического роста) - это тоже новый и крайне важный для нас ?регион. Но множество стран, помимо Турции, также мечтают построить у себя АЭС, чтобы иметь дешёвую и экологически чистую энергию, но у них элементарно не хватает на это денег. Так что у нас есть возможность применять этот опыт в нашем партнёрстве с другими странами.
Фото: Ночной стамбул. Подпись: Уже через несколько лет каждая седьмая лампочка в Турции будет светить на российском атомном электричестве.
Российские эксперты в области энергетики и финансов широко осветили победу Росатома в Турции.
Сергей Бейден, старший аналитик по электроэнергетике ИФК «Метрополь»:
«Турция находится в рамках наших интересов, и с точки зрения экспорта и общих энергетических интересов»
Расширение географии всегда хорошо. Сейчас на международном рынке существует серьёзное разделение: конкуренция между Россией, Западной Европой и Соединёнными Штатами вместе с Японией на рынке строительства и вообще всей интегрированной цепочки атомной энергетики. Турция находится в рамках наших интересов, и с точки зрения экспорта и общих энергетических интересов. Поэтому выход на этот рынок представляется вполне логичным и привлекательным.
У Болгарии тоже очень интересный проект атомной станции, реализуемый Росатомом. Балтийская АЭС, которую Росатом строит в Калининградской области, тоже главным образом будет ориентирована на внешние рынки. И весь прилегающий регион Восточной и Южной Европы, включая Болгарию и Турцию, который граничит с Россией и странами СНГ, органически вписывается в эту стратегию расширения как присутствия атомной энергетики, так и с точки зрения возможности экспорта-импорта электроэнергии в эти регионы.
Евгений Шаго, аналитик УК «Ингосстрах-Инвестиции»:
«Выход на международные рынки позволяет развивать отечественное атомное машиностроение»
Выход на международные рынки позволяет развивать отечественное атомное машиностроение, которое все 90-е и начало 2000-х простаивало из-за отсутствия заказов, из-за чего ряд предприятий фактически прекратил существование. Так, если советская промышленность была способна производить более 5 реакторов в год, сейчас единственное оставшееся предприятие - Ижорские заводы - способно производить один, после модернизации - два реактора в год. Также экспорт способствует развитию технологий, иностранные заказчики, в отличие от российских, требуют современные технологические решения, заставляя предприятия модернизировать оборудование и поддерживать продукцию как минимум на уровне французских и японских конкурентов, что скажется в дальнейшем и на внутренних поставках. Нельзя забывать также и о том, что строительство мощностей за рубежом создаст дополнительный спрос на российское топливо в дальнейшем.
Турецкая АЭС рассчитана скорее на покрытие собственных нужд, нежели на экспорт. Эта электроэнергия будет способна заместить на турецком рынке дорогую газовую генерацию и создать возможности для роста потребления в условиях быстрого роста экономики.
Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности:
«На сегодня у Росатома в мире довольно сильные стратегические позиции». То, что Росатом выбрали победителем в турецком тендере из 6 ведущих мировых компаний, это не просто стечение обстоятельств. Эта победа говорит о реальном прорыве российских атомщиков. В последнее время все международные проекты, не смотря на кризис, продолжают развиваться. Полновесных конкурентов, осваивающих зарубежный рынок, в лице кого бы то ни было сейчас сложно найти. Причём Росатом, учитывая кризисные и посткризисные явления в экономике, не только не пострадал, но, я считаю, даже в какой-то степени и выиграл, мобилизовав свои силы. Во-первых, сократились издержки на исследовательские работы, на материалы для строительства блоков. Поэтому показатели рентабельности выше, и выше стала и привлекательность для инвесторов. Надо заметить, что на сегодня у Росатома в мире есть довольно сильные стратегические позиции, благодаря современному менеджменту. Не зря руководство страны делает ставку на модернизацию и сотрудничество. Интеграционные процессы получают дальнейшее развитие. Например, доля Сименс, одного из ведущих игроков на рынке атомного машиностроения, в российских совместных проектах довольно весомая и достигает порядка 20-30%. Так как в одиночку работать сложно, поэтому создание разных совместных предприятий становится нормальной современной тенденцией. И если учитывать, что Росатом - это многопрофильный холдинг полного цикла (производство, добыча и утилизация ядерного топлива, строительство и эксплуатация АЭС) и ведёт много разнообразных проектов, то в одиночку охватить все объявленные официально стройки невозможно. И госкорпорация обеспечивает работой не только свои предприятия, но и предприятия смежных отраслей. Эта победа в Турции, думаю, даст Росатому хорошие дивиденды и пойдёт на пользу с точки зрения уже имеющихся договорённостей и будущих переговоров о сотрудничестве. Это говорит о том, что компания на плаву, есть деньги и с ней можно сотрудничать.