Тому, что долги нужно отдавать, нас учат с детства. Помните прообраз первого коллектора из сказки «Варвара - краса, длинная коса»? «Должо-о-ок!» - грозило синим пальцем морское чудище. О тяжёлых последствиях лёгких денег рассказывают нам и современные новостные ленты.
И тем не менее каждый день с жалостью приходится смотреть на тех, кто заходит в киоск на остановке «за деньгой». Добровольно загоняют себя в долговую яму и студенты, и старики, и даже мамочки с колясками. А в сводках новостей - всё новые ужасные подробности издевательств коллекторов.
Невинные жертвы?
Летом телефонные звонки наглых коллекторов держали в страхе сотрудников Челябинского музея изобразительных искусств. Оказалось, что у коллекторов были неверные данные. В этом музее их должник не работал. В ноябре бесконечные звонки выбивателей долгов парализовали работу больницы скорой помощи Челябинска. И снова ошибка. Санитарка больницы вернула свой микрозаём - 5 тысяч рублей, но данные попали не в ту папку и ушли коллекторам.
По информации МВД, в Челябинске задержали хулигана-коллектора. Им оказался 29-летний парень, которому теперь грозит срок от шестимесяцев до двух лет. Но коллекторов этим не остановишь. За невозврат трёх тысяч рублей коллекторы стреляли по окнам квартиры 62-летней челябинской пенсионерки. Микрозаймом воспользовалась дочь, а угрозы и издевательства посыпались на мать.
В октябре этого года атаке коллекторов подвергся 35-й лицей на Северо-Западе Челябинска. Светлана, мама ученика этой школы, рассказала нам подробности истории (имена изменены по просьбе героев).
«Мой сын учится в начальной школе. Мой брат, а сыну он дядя, взял кредит на развитие бизнеса. Но что-то пошло не так. В итоге банку наш родственник оказался должен около 600 тысяч рублей. Просрочил платежи. Однажды утром мне звонит директор школы и сообщает, что автоответчик лицея переполнен сообщениями следующего характера: «В вашей школе учится мальчик, дядя которого должен деньги банку» - и так десятки раз. Следом за учителем звонит классный руководитель моего сына и тоже жалуется на звонки, притом на звонки с угрожающими интонациями, и просит встречать и провожать сына из школы, чтобы не случилось ничего страшного. Я написала письмо в прокуратуру и в банк. Звонки после этого прекратились», - вспоминает Светлана.
Спасибо тебе, коллектор!
Ситуацию с безграничным беспределом коллекторов нам прокомментировал Александр Кафеев, в прошлом член совета директоров челябинского коллекторского агентства «РОВД»:
«Конторы экспресс-кредитов и микрозаймов - это, разумеется, мелкий частный бизнес, и ему необходимо самостоятельно защищать свои активы. К сожалению, законными методами защищаться у многих из них нет возможности, а коллекторскими профессиональными технологиями они не владеют, поэтому постоянно и всплывают истории про каких-то ребят с битами и простреленными окнами.
Сотрудники профессионального коллекторского агентства никогда не применяют насилие и жёсткие угрозы по отношению к должникам. Потому что репутацию подмочить легко, а восстанавливать доброе имя трудно. К нам в работу попадали долги банков, компаний, частных лиц. Банки не будут иметь дела с сомнительными организациями, а банковские долги составляли у нас примерно 90% от всего объёма долгов. Но отношение ко всем должникам было благожелательным. Мы специально обучали этому наших специалистов. Нет смысла угрожать человеку, которого нужно настроить на сотрудничество, ведь за один присест должник обычно не может выплатить весь долг, поэтому наши сотрудники всегда вели диалог вежливо, чётко формулируя задачи».
Александр Кафеев уверил нас, что есть добрые коллекторы, которым люди нередко говорят даже «спасибо», но их работу не показывают в теленовостях:
«Бывает жалко людей, попавших в трудную ситуацию и не знающих из неё выхода, - говорит он. - Наши специалисты помогали людям выпутываться из этих ситуаций, квалифицированно объясняли все риски, советовали, как поступить, ведь практически у каждого из них юридическое образование. Мне не раз приходилось слышать слова благодарности, которые люди адресовали нашим специалистам».
Каждая третья семья - в кабале
Данные статистики говорят о том, что работы коллекторам хватит надолго. В Челябинске каждая третья семья имеет долг перед банком, при этом некоторые имеют обязательства по нескольким кредитам. Особо печален тот факт, что в Челябинске 37% малоимущих семей имеют кредиты. По данным на сентябрь, южноуральцы должны банкам более 20 миллиардов рублей. Поэтому тему борьбы с коллекторами челябинцы активно поднимают на форумах, делятся своим опытом борьбы с ними:
«Мы купили квартиру. От бывших хозяев остался долг за Интернет 700 рублей. Нам начали портить кровь звонки с разных номеров. Пробовали заносить их в чёрный список и не брать трубку. Ничего не помогало, пока я не сказала, что должника нет в живых. «Переходил дорогу в неположенном месте, скончался на месте ДТП. Чего вы мне звоните-то?» После этого звонки прекратились», - делится опытом участник форума под ником Белка.
Свой вызов коллекторам в прошлом году бросили российские программисты. Евгений Пятковский из Новосибирска разработал программу-антиколлектор. Приложение для телефонов на базе Android позволяет заблокировать входящие звонки от коллекторских агентств. Работает оно по принципу чёрного списка, совмещённого с антивирусной программой. То есть в него уже встроена определённая база данных с телефонными номерами, которые блокируются автоматически. В ней уже 2,5 тысячи номеров, и она продолжает пополняться в среднем на 30-40 телефонов в день. На помощь челябинцам в борьбе с коллекторами готовы прийти и профессиональные юристы.
Комментарий
Вячеслав Курилин, юрист проекта «Стоп-коллектор»:
«В этом году мы отмечаем шквал обращений на действия коллекторов от микрофинансовых организаций. Запуганные люди, задолжавшие банку, бегут в микрозаймовые конторы и потом должны и тем и другим. Клиентам я рассказываю о двух правилах.
1. Исключить любое общение с коллекторами. Не пытайтесь им объяснить свою проблему. Им это не интересно. Не слушайте то, что они говорят. Проще 300 раз в день сбросить звонок, чем 300 раз пытаться объяснить им ситуацию.
2. Если коллекторы от слов перешли к действиям, сообщайте в полицию. Чем больше вы молчите, тем сильнее они давят.
По закону коллекторы могут лишь говорить, но сделать ничего не могут. Звонки от них могут поступать с 8.00 до 22.00. К сожалению, не принят законопроект, где говорилось, что коллекторы не могут звонить больше четырёх раз в день и беспокоить родственников должника. Российские коллекторы пользуются отсутствием нормативной базы. Мы должны прийти к цивилизованному коллекторству. Антиколлекторы не панацея. 90% из них - нечестные люди, готовые вытащить у вас последние деньги».
Точка зрения
Николай Попов, директор юридической компании «Форлекс»:
«Должников можно разделить на три категории. Первая - те, у кого временные трудности (увольнение, задержка зарплаты). Им можно обратиться в банк с просьбой предоставить тайм-аут по соглашению сторон или сделать реструктуризацию. Решение зависит от банка.
Вторая категория должников: возможности платить нет, но кредиты обеспечены залогом (ипотека или автокредит). Здесь нужно ждать, когда банк обратится с иском о взыскании в суд. Нужно проверить, есть ли договорная подсудность в договоре и контролировать дело либо в суде по договору, либо по месту жительства. Когда дело поступит в суд, самое главное - увеличить стоимость залогового имущества. Сделать это можно с помощью судебной экспертизы. В суде заявляется ходатай-ство о назначении экспертизы, и залоговое имущество переоценивается. Банки занижают стоимость залога, а это невыгодно должнику при продаже с торгов. Есть должники, у которых ничего нет, но много долгов. Тут прямая дорога в арбитражный суд для подачи заявления о признании банкротом».