Но уже 1 марта, в субботу, спокойствие было нарушено. Во время пожара в Сатке ядовитыми испарениями отравился трёхлетний мальчик. Мать с отчимом оставили его дома и пошли по делам. А ребёнок взял в руки спички.
В 2013 году погибших детей было 23, в 2012-м немногим меньше - 20. Вот неполная хроника прошлогодних событий.
Уснула пьяная с сигаретой
Конец февраля 2013 года. На пороге Карталинского социального центра стоит женщина лет тридцати. Одежда на ней застиранная, лицо опухшее, в глазах слёзы:
- Закодируйте! Не могу больше пить.
К чиновникам Уллыжан Атамурадова пришла с последней надеждой. Но в помощи ей отказали. Лимит финансирования соцслужбы на первый квартал был исчерпан, матери троих детей посоветовали прийти позже. А через неделю Уллыжан с малышами сгорела в собственном доме. Младшему на тот момент едва исполнился год.
Тревожные звонки соседей о том, что семье Атамурадовых нужна помощь, начали поступать в соцзащиту пять лет назад. И чиновники реагировали: за два года до трагедии органы соцзащиты побывали у них 40 раз и даже поставили семье диагноз - социально опасна. Гражданский муж Уллыжан (он же отец троих ребятишек) нигде не работал, по дому не помогал, зато пил каждый день и приобщил к алкоголю жену.
В итоге дом оказался заброшен: печь холодная, повсюду грязь… Пока взрослые спали после пьяных гулянок, старшие дочки Альбина и Алина сами пекли себе лепёшки из муки, а то и вовсе сидели голодные. Мать несколько раз отправляли на кодировку, грозили лишить родительских прав, но она снова срывалась.
- В последнее время в семье наметились позитивные изменения, - уже после трагедии скажет начальник управления социальной защиты Карталинского района Ольга КЕТЛЕР. - Мать периодически наводила порядок, в доме был минимальный запас еды, мы регулярно привозили им вещи и продукты питания. Старшие дети ходили в школу, не пропуская уроки, хотя уровень интеллектуального развития у них был ниже, чем у сверстников. Малышку несколько раз забирали в больницу, чтобы проверить здоровье.
Но в ночь на 3 марта пьяная Уллыжан не потушила свою сигарету. В итоге сама она, 43-летний сожитель и дочери (младшей годик, а старшим 7 и 8 лет) задохнулись угарным газом.
Нечем дышать
27 июня 2013 года, село Степное Пластовского района. Ирина Вафина (имя изменено. - Ред.) ушла на работу в ночь на стоящую неподалёку заправку, оставив дома семилетнюю дочку и сына четырёх лет. Примерно в час ночи ей на мобильник позвонила напуганная девочка:
- Мама, в комнате дым, нам нечем дышать!
Оставить работу женщина побоялась и попросила соседку по дому проверить, что происходит. Та зашла в квартиру на первом этаже и обнаружила, что сосед спит на тлеющем матрасе. С трудом она растолкала пьяного 23-летнего парня, вывела его на улицу и отправилась… спать. Залить матрас кружкой воды или вытащить его на улицу дамочка поленилась. К ребятам тоже не заглянула, так как мать их закрыла на внешний замок. В итоге к трём часам ночи квартира безработного уже горела. Когда приехали пожарные и вскрыли квартиру, где спали дети, спасать малышей было поздно - они отравились токсичными продуктами горения.
Незакрытая печка
29 ноября 2013 года, посёлок Заозёрный Брединского района. Под утро на улице Дорожной вспыхнул частный дом. В нём спали женщина и восемь ребятишек. От едкого дыма люди проснулись, однако спастись успели не все. В огне погибли пятилетняя и шестилетняя девочки, а ещё мальчик одиннадцати лет. Ещё пятеро детей (4, 8, 10, 12 и 15 лет) выжили. Две девочки вышли из дома сами, остальным помогли спастись мать и сосед.
При этом один из выживших серьёзно отравился угарным газом. Другие четверо не пострадали, однако пережили сильный стресс, и с ними пришлось работать психологу.
Пожарные заявили, что причиной трагедии стала неплотно закрытая дверца печи.
Пока мать бегала за помощью
3 декабря 2013 года, село Канашево Красноармейского района. Ближе к полуночи здесь вспыхнул частный дом. От едкого дыма проснулась молодая хозяйка. Она увидела, что загорелся диван, на котором она спала с сыновьями - старшему было четыре годика, младшему - два. Дети тоже не спали, от дыма они спрятались под кровать. Вытащить их оттуда женщина не смогла и побежала за помощью к мужу, гостившему у соседа. Когда она открыла дверь, приток свежего воздуха раздул пламя. Вернуться в дом ни она, ни супруг уже не смогли - вовсю горели сени. От огня кровля дома обрушилась, и тела малышей удалось найти только после разбора конструкций.
После гибели малышей Следственный комитет пристально изучил этот случай. Семья считалась неблагополучной: родители пили, нигде не работали. Причиной трагедии могла стать непотушенная сигарета. Однако пожарные установили, что источник огня был открытым - спичка или зажигалка. И скорее всего, диван поджёг старший малыш. В свои четыре года он часто брал в руки спички, поднимал с пола окурки и пытался курить, как родители.
Вместо няни - телевизор
17 декабря 2013 года, село Чесма. В одном из частных домов от короткого замыкания задымился телевизор. Его, наверное, можно было бы отключить и потушить, но трёхлетнему мальчику и его годовалой сестрёнке это было не под силу. Мать оставила их сидеть дома одних. Соседи вовремя заметили неладное и вызвали пожарных, а те - достали из дымящего дома ребятишек живыми. Но позже малышка умерла в реанимации.
Нетрудно заметить, что почти всех детей можно было спасти. К их гибели привело беспечное отношение взрослых. Одна мамаша закрыла отпрысков на замок, другая не вывела из горящего дома, а третья с вечера не прикрыла дверцу у печки. В МЧС говорят: эти смерти на совести взрослых.
- Я до сих пор не могу забыть случай, когда в Челябинске, в Металлургическом районе, заживо сгорели двое детей. Одному было четыре годика, второму - два, - говорит Егор Пахомов. - Их 21-летняя мать закрыла квартиру на ключ и ушла на свидание к очередному ухажёру. Пришла под утро только на пепелище. Причём гибель детей её не расстроила. «Ещё рожу!» - бросила она пожарным.
Впрочем, гибнут дети не только в бедных и пьющих семьях. Нередко трагедии происходят и в благополучных квартирах. Так что быть бдительным (другого слова просто не подберёшь!) сегодня нужно каждому.